es
СОЧИНЕШЯ В. Г. БЪЛИНСКАГО.
»6
Влюбленною толпой не побЪгутъ.
Приманивать изысканнымъ уборомъ,
Игрою гяазъ, блестящимъ разговоромъ
Ни (жяонности у ней, ни дара нВтъ,
Но пораигенъ бываетъ меаькомъ свВтъ
Ея лица необщимъ выраяазньемъ,
Вя pireей спокойной простжтой,
И онъ, скорей чВмъ ■Ьдкшжь осужденьемъ,
Ее иомтнтъ небрежней похвалой.
Же беремъ
иа сefe тяжелой обязанности
определять поэтическое достоинство Bapi-
тыискаго отиоштедшо къ другим*, иоэтамъ
и въ отношешж историческом!., т. е. въ от-
нмиенш къ выраженной нмъ эиой, къ на-
саюящщу и будущему полотевда н злачена»
его въ ^руевявй литератур^. Скажем» тель-
кв—ж т®, чтобъ ч&мъ-нжбудь закончить вагау
стажа», а не для Еа-ног&жаёудь поучите®^
наг© вывода,—скажем., что вей поэты, по
вашему ми&нш, ррд&дяются жа два разряда.
Одна н а зы в аю ая^т таш о а ,,и ю отличи
тельную черту, е«£&авля<эдь раваише: на хро
нологическому-' загадку
тщь
еезданй мокао
нреслйдшъ даалвЕГЕческа развивающуюся
зшв-yso щрс, лвжащу® въ основам® нхъ
творчества н «ащ&вляющую езда наеоеъ. Не-
водвйжйость
, *2. е. нребываже въ одшхъ и
тЬхъ же интересахъ, воспЬвате одного
и
того же, однвмъ и тймъ же гэлосомъ, есть
признаки таланта обкгкновеннаго и б'Ьдиаго.
Везсмертш — уафлъ дашущнхея поэтовъ.
Если и прошли навсегда интересы ихъ вре
мени,—ихъ поэзш не преходящ®, именно по
тому, что представляете собой шматникъ
эпохи: такъ в^чна истэрш, написанная ве-
дикпмъ исторвкомъ, хсть она и содержите въ
ееб'Ь давно прешедшие д&ла н интересы. Дру-
rie
поэты
болъе
ш и мен&е могутъ прибли
жаться къ новыми, особенно, села ©ни вы
разили своими создаяяии то, чт5 было въ
ихъ SQoxi
существенно-ЕСТорптаекжо,
а не
одни
т
недостатки. Для такихъ поэтовъ всего
невыгоднее являться въ
переходный
эпош
резвится обществъ; по истинная гибель ихъ
таланта заключается въ ложками убеждения,
ч*о для поэта довольно чувства... Это осо
бенно Ередне для поэтовъ
нашего
вршшис
теперь
bcè
иоэти, даже велиете, долеты
б&т
emècté
н мыслителями, иначе не жоаюждаь
и таланте... Наука живая, современная
т -
ужа, ед&халаеь теперь п&етуввжъ искусства,
н - ^ в ъ вея—немощно вдохпезеше, беасжлшъ
Ооч жней i я Державина .
Четыре части. Спб. 1843.
I .
бъ шля 3-га шгущаг® года вачивтвя вто
рое столМе ота дан раждежш Державина...
Итакъ, цйлый вйкь разделяете молодыя по-
хол£нш нашего ®р«ени отъ п&ща Екате
рины... Но отъ смерти Державша едва про
шло четверть вЬка, и, и&ештря на те,
кажется пДлые в&ка легли между вммъ и
нами... Питая его стпхотворенш, теперь уже
почти ничего не понимаешь въ нихъ безъ
псторнческахъ нравоопксательвыгъ коммен-
тарШ на в4
еъ
, котораго онъ былъ орга-
номъ... Языкъ, образъ мыслей, чувства, инте
ресы— все, все чуждо нашему времени...
Но не умеръ Державинъ, такъ же, жакъ не
умеръ в£къ, жмъ прославленный;
вЫъ
Ека
терины нрнготовдаъ вйкъ Александра, прн-
готовмвяпй пангь к!хъ, — между Держави
ными и поэтами нашего времени существуете
та же кровно-родственная историческая связь,
которая существуете и между этими тремя
эпохами русской ис-торш...
Искусство, какъ одна изъ абсолютныхъ
сферъ сознанш, имеете свои законы, въ его
ссбствекной сущности закжочепжые, s surfs
еебя пе пржвнаетъ жзшажмхъ закоэовъ. Kg©
уже по натурй eæoei м и но духовной своей
неразвитости н® въ есетоянш постигать за-
коновъ искусства въ его иде^,—тотъ не въ
состоянш ни ценить искусства въ факт'Ь,
ira наслаждаться имъ. 2До nocTHSCHin идеи
мы доходимъ искусствевжымъ путемъ отвле-
чешя: сл'Ёдовательно, идея сама по себй
есть только одна сторона предмета, искус-
ствезшо отделяемая нами отъ живой веецй-
лостн предмета для того, чтобъ намъ можно
было отрешиться оте непосредственнаго,
эмпиричеокаго способа понимать этотъ пред
мете. И потому жить ндей, которым и оста
вались бы идеями; жо всякая идея осущест
вляется, какъ факте, какъ предаете или
какъ дМе/ше. Оеущеетвлеше ждвнвъфактй
имеете свои непреложные законы, ш ъ кп-
терыхъ главнМш!е — последовательность' 3
постепенность. Ничто se является вдрутъ,
ничто не рождается готовымъ; но все, нж&ю*,
щее идею своимъ исходными, пуиктомъ,
раз- ‘