Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  22 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 22 / 734 Next Page
Page Background

es

СОЧИНЕШЯ В. Г. БЪЛИНСКАГО.

»6

Влюбленною толпой не побЪгутъ.

Приманивать изысканнымъ уборомъ,

Игрою гяазъ, блестящимъ разговоромъ

Ни (жяонности у ней, ни дара нВтъ,

Но пораигенъ бываетъ меаькомъ свВтъ

Ея лица необщимъ выраяазньемъ,

Вя pireей спокойной простжтой,

И онъ, скорей чВмъ ■Ьдкшжь осужденьемъ,

Ее иомтнтъ небрежней похвалой.

Же беремъ

иа сefe тяжелой обязанности

определять поэтическое достоинство Bapi-

тыискаго отиоштедшо къ другим*, иоэтамъ

и въ отношешж историческом!., т. е. въ от-

нмиенш къ выраженной нмъ эиой, къ на-

саюящщу и будущему полотевда н злачена»

его въ ^руевявй литератур^. Скажем» тель-

кв—ж т®, чтобъ ч&мъ-нжбудь закончить вагау

стажа», а не для Еа-ног&жаёудь поучите®^

наг© вывода,—скажем., что вей поэты, по

вашему ми&нш, ррд&дяются жа два разряда.

Одна н а зы в аю ая^т таш о а ,,и ю отличи­

тельную черту, е«£&авля<эдь раваише: на хро­

нологическому-' загадку

тщь

еезданй мокао

нреслйдшъ даалвЕГЕческа развивающуюся

зшв-yso щрс, лвжащу® въ основам® нхъ

творчества н «ащ&вляющую езда наеоеъ. Не-

водвйжйость

, *2. е. нребываже въ одшхъ и

тЬхъ же интересахъ, воспЬвате одного

и

того же, однвмъ и тймъ же гэлосомъ, есть

признаки таланта обкгкновеннаго и б'Ьдиаго.

Везсмертш — уафлъ дашущнхея поэтовъ.

Если и прошли навсегда интересы ихъ вре­

мени,—ихъ поэзш не преходящ®, именно по­

тому, что представляете собой шматникъ

эпохи: такъ в^чна истэрш, написанная ве-

дикпмъ исторвкомъ, хсть она и содержите въ

ееб'Ь давно прешедшие д&ла н интересы. Дру-

rie

поэты

болъе

ш и мен&е могутъ прибли­

жаться къ новыми, особенно, села ©ни вы­

разили своими создаяяии то, чт5 было въ

ихъ SQoxi

существенно-ЕСТорптаекжо,

а не

одни

т

недостатки. Для такихъ поэтовъ всего

невыгоднее являться въ

переходный

эпош

резвится обществъ; по истинная гибель ихъ

таланта заключается въ ложками убеждения,

ч*о для поэта довольно чувства... Это осо­

бенно Ередне для поэтовъ

нашего

вршшис

теперь

bcè

иоэти, даже велиете, долеты

б&т

emècté

н мыслителями, иначе не жоаюждаь

и таланте... Наука живая, современная

т -

ужа, ед&халаеь теперь п&етуввжъ искусства,

н - ^ в ъ вея—немощно вдохпезеше, беасжлшъ

Ооч жней i я Державина .

Четыре части. Спб. 1843.

I .

бъ шля 3-га шгущаг® года вачивтвя вто­

рое столМе ота дан раждежш Державина...

Итакъ, цйлый вйкь разделяете молодыя по-

хол£нш нашего ®р«ени отъ п&ща Екате­

рины... Но отъ смерти Державша едва про­

шло четверть вЬка, и, и&ештря на те,

кажется пДлые в&ка легли между вммъ и

нами... Питая его стпхотворенш, теперь уже

почти ничего не понимаешь въ нихъ безъ

псторнческахъ нравоопксательвыгъ коммен-

тарШ на в4

еъ

, котораго онъ былъ орга-

номъ... Языкъ, образъ мыслей, чувства, инте­

ресы— все, все чуждо нашему времени...

Но не умеръ Державинъ, такъ же, жакъ не

умеръ в£къ, жмъ прославленный;

вЫъ

Ека­

терины нрнготовдаъ вйкъ Александра, прн-

готовмвяпй пангь к!хъ, — между Держави­

ными и поэтами нашего времени существуете

та же кровно-родственная историческая связь,

которая существуете и между этими тремя

эпохами русской ис-торш...

Искусство, какъ одна изъ абсолютныхъ

сферъ сознанш, имеете свои законы, въ его

ссбствекной сущности закжочепжые, s surfs

еебя пе пржвнаетъ жзшажмхъ закоэовъ. Kg©

уже по натурй eæoei м и но духовной своей

неразвитости н® въ есетоянш постигать за-

коновъ искусства въ его иде^,—тотъ не въ

состоянш ни ценить искусства въ факт'Ь,

ira наслаждаться имъ. 2До nocTHSCHin идеи

мы доходимъ искусствевжымъ путемъ отвле-

чешя: сл'Ёдовательно, идея сама по себй

есть только одна сторона предмета, искус-

ствезшо отделяемая нами отъ живой веецй-

лостн предмета для того, чтобъ намъ можно

было отрешиться оте непосредственнаго,

эмпиричеокаго способа понимать этотъ пред­

мете. И потому жить ндей, которым и оста­

вались бы идеями; жо всякая идея осущест­

вляется, какъ факте, какъ предаете или

какъ дМе/ше. Оеущеетвлеше ждвнвъфактй

имеете свои непреложные законы, ш ъ кп-

терыхъ главнМш!е — последовательность' 3

постепенность. Ничто se является вдрутъ,

ничто не рождается готовымъ; но все, нж&ю*,

щее идею своимъ исходными, пуиктомъ,

раз- ‘