Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  27 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 27 / 734 Next Page
Page Background

45

I. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.

46

лось только какъ объ историческомъ фактй:

не понятно, а потому и досадно!... Правда,

потомъ, какъ привыкли къ новому мжЬнш,

то стали повторять его и печатно, хотя и не

поняли...

Действительно, ни объ одномъ поэте не

можетъ существовать столь противополож-

ныхъ мнйшй, какъ о Державин^. Если раз-

сматривать его съ эмпирически-иеторической

точки, то каждый стяхъ его окажется чудомъ

совершенства, а самъ онъ явится однимъ

жзъ велжчайшнхъ ноэтовъ древняго и нова-

го ьйра. Если же взглянуть на него съ чисто-

эстетической точки, то можно поставить его

чуть-чуть не наравлй съ Сумароковымъ. Но

то и другое заключение равно будутъ лож­

ны ж нелепы: для того-то мы и почли за

нужное предварительно сказать нисколько

сдовъ о недостаточности и ложности эмпи­

рической и (отвлеченно) идеальной точки

зрйнш на искусство,

Какъ обще-человйческое искусство, такъ

ж

искусство каждаго народа, отдельно взя­

того, вйгбетъ свою исторпо, которая е ж не

что иное, какъ картина развитая иекусдава

втъ его первоначальнаго исходнаго пункта

да иосл'Ьдцяго завлючителшаго звена. По­

степенность и последовательность—ааконъ

всякаго развитая. Если бы кто-нибудь напе-

чаталй въ газетахъ, что посаженное имъ въ

яемлю зерно изъ яблока взошло не стебедь-

кемъ, а прямо яблокомъ,—вей стали бы кадь

этнмъ ем'Ъяться, какъ надъ нелепостью, х о т

вы это и было нажечашю. Но когда писали

ж печатали, что л'Ьтъ черезъ тридцать яосл'Ь

первой оды Ломоносова («На взятае Хотина»)

«вился на Руси поэта, одинъ совмйстивппй

въ себ£ и Пиндара, и Горацйг, и Анакреона,

и превзошедший всЬхъ ихъ, порознь и вмй-

стй взятьтхъ,—надъ этимъ и теперь еще не

смеются, какъ надъ нелепостью...

Мы сказали выше, что ни одно стихотво-

реше Державина не выдержитъ самой сни­

сходительной эстетической критики. Дей­

ствительно, ничего не можетъ быть слабее

художественной стороны стихотворешЙ Дер­

жавина. Содержите ихъ по большей части

составляютъ нравственный еентенцщ, рас­

положенный и раснространенныя ритори­

чески, въ формй разеуждешя или диссерта-

щн. Отъ этого ижогш оды его непомерно

дажнны, нетомйрно прозаичны и... непомерно

скучны. Истина еоставляетъ такъ же содер­

жите ноэзш, вакъ и философш, и со сто­

рожи содержания поэтическое произведете—

то же самое, что и философсшй трактата;

въ этомъ отнотпеши нйтъ никакой разницы ме­

жду поэзией и мышлетемъ. Ж однако же поэзш

и мышлеше далеко не одно и то же: они рйзжо

«тдъляются другъ отъ друга своей формой,

Которая и еоставляетъ существенное свойство

каждаго. Философш или (выразимъ это по-

иитае бо.тбе общимъ терминомъ) мышлеше

дМствуетъ прямо черезъ разумъ и на раз-

умъ; и если мыслитель или ораторъ, прони­

каясь эенриымъ пламежвагь кзелйдуемой имъ

истины, иногда возвышается до паеоса, нри-

бЬгаетъ къ посредству фантазш и говорить

огненнымъ яеыкомъ чувства и радужными

образами фантазш,—у него и въ такомъ

случай чувство и фантазш являются второ­

степенными элементами,—нервов какъ ре­

зультата глубокаго нроннкновешя въ исти­

ну, раскрытую путемъ анализа, а вторая—

какъ вспомогательное средство сделать исти­

ну ощутительной и видимой. Въ мышлеиш

разумъ лщомъ къ лицу становится къ мы­

сли, не нуждаясь въ посредствй чувства и

фантазш, но только допуская ихъ по еоб-

ствениой волгЬ, какъ елйдствш мгновенно

охватившаго душу мыслителя увлечет«,

надъ жоторымъразумъ не перестаетъ одважоже

царить и котораго обаятельной силы онъ уже

не боится, какъ произведешя собственной

своей дидактики. Ж подобное увлечете бы-

ваетъ не опасно только тЬыъ мнелвтедямъ,

которые окрепли и закалились гимнастикой:

строгой логической мысли, обнаженной ©та

ве^хъ иокрововъ неносредетвеннаго пред­

ставления, и которые уже не могутъ поко­

ряться авторитету ощущешй, чувствъ и го-

товыхъ идей, но всегда иовЬряготъ ихъ диа­

лектикой разума. Въ иоэзж, иапротивъ, фан­

тазия является главной действующей силой,

черезъ которую исключительно совершается

процесеъ творчества. Поэзш разсуждастъ и

мыслить—это правда, ибо ея содержите есть

такъ яге истина, каш. и седержаше мышле-

нш; но поэзш разеуждаетъ и мыслить обра­

зами и картинами, а не силлогизмами и ди­

леммами. Всякое чувство и всякая мысль

должны быть выражены образно, чтобы быть

поэтическими. Некоторые аристархи, сами

писавнпе некогда стишоикм, которые въ свое

время считались недурнгаш, думали уронить

Пушнина, говоря, что его поэзш чисто зем­

ная, ибо «оземленяетъ» безплотную чисто^г

идей: такой взглядъ на ноэзш обнаружж-

ваетъ въ этихъ аристархахъ решительное

отсутствш эстетическаго чувства, натуру

грубо-прозаическую и чуждую всякаго пред-

шцущетя поэзш. Нападать на поэзш за то,

что она оземленяетъ идеи,—все равно, что

нападать на математику за то, что она все

исчиеляетъ и измеряешь. Въ томъ-то и со­

стоять сущность поэзш, что она безплотной

идей даетъ живой, чувственный и прекрас­

ный образъ. Въ этомъ случай идея есть

только морская п&на, а поэтжчееклй обравъ—■

богиня любви и красоты, родившаяся изъ

морской пйны. Кто не одаренъ творческой

фантазий, способной превращать идеи въ