Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  26 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 26 / 734 Next Page
Page Background

4 3

СОЧИНЕНЫ В. Г. ВВЛИНОКАГО.

4 4 -

что законы творчества всегда и везде оди­

наковы, что они въ Россш

t í

же, что были

въ Грецш,—ergo почему же и въ Россш не

быть Гомеру и Софоклу?.. Отсюда происте­

каешь всевозможная ложь и неправда въ су-

ждетяхъ о достоинстве ноэтовъ; какъ легко

превознести одного, такъ легко и унизить

другого, и въ обоихъ случаяхъ—заметьте—

на основаши мысли и ея строгаго даалекти-

ческаго развиты...

Очевидно, что какъ эмпиризмъ, такъ и идеа-

ливмъ (отвлеченный) суть односторонности,

равно чуждыя истины: истина же состоитъ въ

свободномъ примиренш обоихъ атихъ край­

ностей. Но кроме того, что такое примире­

ние не такъ-то легко для всякаго—и сама

истина, если бы кто и нашелъ ее, принимается

съ большими трудомъ, и то весьма немноги­

ми. Это потому именно, что живая истина

состоитъ въ единстве противоположностей.

Ч4мъ одностороннее мнете, шЬмъ доступнее •

оно для большинства, которое любить, чтобъ

хорошее непременно было хорошими, а дур­

ное—дурнымъ, и которое слышать не хочетъ,

чтобъ одинъ и тотъ же предмета вмгЬщалъ

въ себе и хорошее, и дурное. Вотъ почему

толпа, узнавъ, что за какими-нибудь вели-

жимъ чедовЬкомъ водились слабое;

и,

свой­

ственный малыми людамъ, всегда готова сбро­

сить великаго съ его пьедестала и ославить

8jo негодяемъ и безнравственными человгй-

§Ьмъ. Толпа не поншаешь, что все живое

1

фкъ и отличается отъ мертваго, что въ са-

йой сущности своей заключаешь начало про-

тнворёчы. Толпа не понимаетъ, что одинъ

ж тотъ же человЗщь можешь отличаться и ве­

ликими добродетелями, и великими порока­

ми, что одно хорошее начало въ немъ могло

быть развито, а другое задавлено и заглу­

шено въ самомъ зародыш^ своеиъ; что одно

дурное начало въ. немъ могло быть подавле­

но еще въ зерне, а другое развито; что при­

чины этого должно отыскивать и въ духе вре­

мени, когда явился велшйй человеки, и въ

общественности, среди которой возросъ и

воспитался онъ, и что на основаши этихъ

яричинъ иные пороки его можно извинить,

а иные даже и поставить ему въ заслугу

такъ же точно, какъ иныя добродетели его

возвысить, а съ нныхъ сбавить щЬну. Если бъ

въ наше время какой-нибудь воинъ сталъ

метить за падшаго въ честномъ бою друга

или брата своего, зарезывая на его могиле

нл'Ьнныхъ врагс-въ,—это было бы отвратитель-

кымъ, возмущающимъ душу зверствомъ; а въ

Ахилле, умиляющемъ тень Патрокла убШ-

ствомъ обеаоруженныхъ враговъ, это мщеше

—доблесть, ибо оно выходило изъ нравовъ

в релииозныхъ понятой общества его време­

ни.

Не понимая этого, толпа признаешь на­

укой одну математику, которая действитель­

но никогда себе не противоречитъ, а исто-

piro и философш считаетъ вздоромъ, ибо, но

ея мненпо, оне на каждомъ шагу противоре­

чишь себе... Между шЬмъ въ глазахъ той же

толпы мертвецъ, лежаний въ гробу, уже не

такъ важенъ, какъ живой человекъ, хотя пер­

вый ни въ чемъ не противоречитъ самому

себе, а другой на каждомъ шагу противоре­

чить... Такова ужъ, видно, натура толпы!..

У насъ можно смело говорить о всякомъ

писателе, о которомъ мнете еще не успело

установиться въ толпе; но беда говорить о

писателе старинномъ, о которомъ въ любомъ

учебнике можно найти одне и те же напы­

щенный фразы и общы места... Въ такомъ

случае безопаснее всего сказать резкую одно­

сторонность: если одни осердятся, зато дру-

rie согласятся, и обе стороны по крайней мё-

p i поймутъ, въ чемъ дело. Такъ точно у

насъ ужъ лЬтъ шестьдесятъ повторяются однё

и гЬ же фразы о Державине, что выше его

не было и не будетъ поэта въ подлунномъ

Mipi,

что онъ пёвецъ сивера и потомокъ Ба­

грима... Съ этимъ все согласны, темъ более,

что до этого никому нфтъ дела, ибо Держа­

вина давно ужъ никто нс читаетъ, и все

знаютъ его только но журнальными фравамъ-

да школьными восноминаншмъ. Но люди такъ.

устроены, что если они привыкли о какомъ-

нибудь предмете думать такъ, то хотя бы она

уже и совсёмъ не заботились о немъ, одна­

ко жъ непременно осердятся на васъ, если

вы осмелитесь думать объ этомъ предмете

иначе. Когда въ «Отечественяыхъ Запи-

скахъ» въ первый разъ было сказано, что

Державинъ для нашего времени уже не мо-

жетъ быть теми, чемъ онъ былъ для своего,,

и что хотя онъ былъ одаренъ и великими

поэтическими силами, однако не совдадъ ни­

чего .такого, чт5 прошло бы чрезъ века въ

нетленной красошЬ,—тогда на «Отечествен­

ный Записки» не шутя разсердились даже

тате люди, которые не прочли въ жизнь

свою ни одного стиха Державинскаго, и.

вследъ за другими съ важностью стали по­

вторять: «Еакъ же можно такъ дерзко отзы­

ваться о такомъ великомъ поэте?—ведь n i -

вецъ севера, потонокъ Багрима*... И при­

чину этого неудовольствш легко понять:

если бъ «Отечественный Записки» совершен­

но отняли у Державина всякое достоинство,

поставили бы этого богатыря поэзш: русской

на ряду съ Тредьяковскимъ, тогда имъ мень­

ше было бы хлонотъ; потому что если бъ одни

еще сильнее ожесточались противъ нихъ,

зато нашлось бы много другихъ, которые

ухватились бы за ихъ мнеше съ радостью

леяиЕыхъ и немыслящихъ любителей новыхъ

идей. Но въ мненш. «Отечественныхъ Зани-

сокъ» было противореча: у Держанкна не-

отнималось его величш, а о поэзш его говори