Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  21 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 21 / 734 Next Page
Page Background

33

1. КРИТИЧЕСКИ! СТАТЬИ.

84

поэта, и какъ оправдаетъ онъ, въ дМствш,

портрета, своего героя. Увы! все это можно

разсказать въ короткихъ еловахъ: Ареешй

любилъ подругу своего детства и приревно-

валъ ее къ своему прштелю; на упреки его

Ольга отвечала Д'Ьтскимъ смЪхомъ, и онъ,

какъ обиженный ребенокъ, не понимая ея

сердца, покинулъ ее съ презр’Ътемъ... Воля

ваша, а портретъ не в-Ьренъ!.. Что же по-

томъ? — Потомъ Нина получила отъ него

письмо:

Что жъ медлить (къ ней писалъ Ареешй),

Открыться должно... небо! въ чемъ?

Едва владею я перомъ,

Ищу напрасно выражений.

О, Нина! Ольгу встрЪтилъ я;

Она понын* дышитъ мною,

И ревность прежняя моя

Была неправой и смпшною.

УдЪяъ рЪшенъ. По старин^

Я В'Ьренъ ОльгЪ, верной мне.

Прости! твое воспоминанье

Я сохраню до позднихъ дней:

Въ немъ понесу я наказанье

Ошибокъ юности моей.

Несмотря на трагическую смерть Нины,

которая отравилась ядомъ, такая развязка

такой завязки похожа на водевиль, вместо

пятаго акта приделанный къ четыремъ ак-

тамъ трагедш... Поэтъ, очевидно, не смогъ

овладеть своимъ предметомъ... А сколько

поэзш: въ его ноэме, какими чудными стихами

наполнена она, сколько въ ней превосход-

ныхъ частностей!..

«Цыганка», самая большая поэма Бара-

тынскаго, была издана имъ въ 1831 году

нодъ назвашемъ «Наложница», съ предисло-

;в!емъ, весьма умно и дЬльно написаннымъ.

«Цыганка» исполнена удивительныхъ кра­

сота поэзш, —но опять-таки въ чаотностяхъ;

въ целомъ же не выдержана. Отравительное

зелье, данное старой цыганкой бедной Саре,

ничемъ не объясняется и очень похоже на

d eu s ex m ach ina для трагической развязки

во что бы то ни стало. Чрезъ это ослабляет­

ся эффекта пфлаго поэмы, которая кроме

хорошихъ стиховъ и прекраснаго разсказа

отличается еще и выдержанностью харак-

теровъ. Очевидно, что причиной недостатка

въ целомъ всехъ поэмъ Баратынскаго есть от-

cyTCTBie определенно выработавшагося взгля­

да на жизнь, отсутствш мысли крепкой и

жизненной.

Кроме этихъ трехъ поэмъ, у Баратынскаго

есть и еще три: «Тедема и Макаръ», «Пере-

седеше Душъ» и «Пиры». Первыхъ двухъ—

признаемся откровенно—мы совершенно не

понимаемъ, ни ео стороны содержант, ни со

стороны поэтической отделки. «Пиры» соб­

ственно не поэма, а такъ—шутка въ начале

и элепя въ конце. Поэта, какъ будто при­

нявшись воспевать пиры, заметвдъ, что уже

кровна пора и для пировъ, и для воспевашя

Соч.

Б

ълннскаго

.

T. III.

пировъ... У времени есть своя логика, про-

тибъ

которой нишму не устоять...

Въ «Пирахъ» Баратынскаго много пре-

красныхъ стиховъ. Какъ хороши, нанри-

меръ, эти:

Любви слепой, любви безумной

Тоску въ душе моей тая,

Насилу, милые друзья,

Делить восторгъ беседы шумной

Тогда осмеливался я.

Что потакать мечте унылой,

Кричали вы, смелее пей!

Развеселись, товарищъ милый,

Для насъ живи, забудь о ней!

Вздохнувъ, разсеяняо послушный,

Я пилъ съ улыбкой равнодушной,

Свктлкла мрачная мечта,

Толпой скрывалися печали,

И задрожавкпя уста

„Богъ съ ней!“ невнятно лепетали...

Говоря о поэзш Баратынскаго, мы были

чужды всякихъ предубежден^ въ отношен!и

къ поэту, котораго глубоко уважаемы Не

скрывая своего мненш и открыто, безъ уклон­

чивости, высказывая его тамъ, где оно было

не въ пользу поэта, мы и не старались въ

пользу нашего мненш скрывать его достоин­

ства ж выписывали только тате отрывки изъ

его стихотворешй, которые могли дать вы­

сокое понятае о его таланте. Стихъ Бара­

тынскаго не только благозвученъ, но часто

крепокъ и еиденъ. Однако жъ, говоря о ху­

дожественной стороне поэзш Баратынскаго,

нельзя не заметить, что онъ часто грешить

противъ точности выражеяш, а иногда впа-

даетъ въ шероховатость и прозаичность вы-

ражешя.

Кроме стихотворешй, на который мы уже

ссылались, въ сборнике Баратынскаго Осо­

бенно достойны памяти и внимашя еще сле-

дующш: «Финляндш»; «Завыла буря»; «Я

возвращусь къ вамъ, поля моихъ отцовЪ»;

«Лета»; «Падете лпсгьевъ»; «Глупцы не

чужды вдохновенья»; «Когда печалью вдох­

новенный»; «Тебя изъ Тьмы не изведу я»;

«Идилликъ новый на искусъ»; «ЭлизШскш

поля»; «Когда взойдетъ денница золотая»;

«Когда исчезнетъ омраченье»; «Напрасно мы,

Дельвигъ, мечтаемъ найти»; «Не бойся

ед-

кихъ оеуждешй»; «Разувереше»; «Старивъ»;

«Притворной нежности не требуй отъ меня»;

«Боляпцй духъ врачуетъ песнопенье»; «Пе-

репъ»; «О, мысль, тебе уделъ цветка»;

«Наяда»; «Мудрецу»; «На что вы, дни!»;

«Осень», и проч.

Нельзя вернее и безпристрастнЪе охарак­

теризовать безотносительное достоинство по­

эзш Баратынскаго, какъ онъ сделалъ это

самъ въ следующемъ прекрасномъ стихо-

творенш:

Не ослЪпленъ я музою моею,

Красавицей ее не назовутъ,

И юноши, узр'Ьвъ ее, за нею

8