Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  29 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 29 / 734 Next Page
Page Background

4 9

I. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.

нованныхъ нами пьесахъ, кажется, всего ме­

нее

разечитывалъ на чувство: стихотворенш

эти холодны и прозаичны, какъ школьная

диссертащя, стихи въ нихъ дурны до по­

следней степени, и редко, очень рЬдко кой-

где пробдескиваютъ искорки одугаевленш, сей-

чаеъ и погасая въ воде риторики. Кажется,

главной его заботой было высказать о пред­

мете все, чтб только могъ онъ придумать о

немъ. Порядка въ его мысляхъ нйтъ ника­

кого, и потому его длинныя и резонерствую-

нця оды не имеютъ достоинства даже хорошо

расположеняаго и округленна™ школьнаго

разеужденш.

Конечно, не все оды Державина таковы,

какъ те, на который мы сейчасъ указали, но

главный характеръ указанныхъ нами—длин­

нота, резонерство, риторика, безъ-ббраз-

ноеть—более или менее преобладающи реши­

тельно во всехъ одахъ. Гармонической со-

ответственности идеи съ формой, пластич­

ности ббразовъ—въ нихъ нечего и искать.

Питая иную оду Державина, иногда вы вдругъ

увлекаетесь возвышенностью мысли, энер­

гий чувства, размашиетымъ полетомъ фан-

тазш,—и вдругъ неловюй сгихъ, натянутый

обороти, странное выражеше, а иногда и ри­

торика охлаждаютъ вашъ восторгъ, — и вы

испытываете это несколько разъ при чтеши

одной и той же оды, и по окончаши ея чув­

ствуете себя утомленными и встревоженными,

но не удовлетворенными и услажденными.

Таки, напримеръ, «Водснадъ» принадлежишь

къ числу блистательнейшихъ создашй Дер­

жавина,—а между теми въ немъ-то и уви­

дите вы полное оправдаше нашей мысли объ

общихъ недостаткахъ его поэзш. Уже самая

огромность этой оды показываетъ, что въ ея

концепцш участвовала не одна фантазия, но

и холодный разсудокъ. Поводоыъ къ этой оде

была весть о кончине Потемкина, пора­

зившая поэта скорбными чуветвонъ и пред­

ставившая его духовному оку въ новомъ

свете колоссальный образъ величайшаго пзъ

современныхъ ему героевъ. Это скорбное чув­

ство, это возвышенное созерцаше и должно

было бы составлять содержание оды. Но поэтъ

приплели сюда же и Румянцева, который,

сидя поди наклонными кедромъ, мечтаешь

о славе и временя, потоми засыпаешь и ви­

дишь во сне свои подвиги; потоми просы­

пается отъ грома сокручленной ели и пад-

шаго холма, и видить предъ собою Россш

въ образе воинственной жены, которая взы­

ваешь къ нему «проснись!»; при внде ея онъ

Вздохнули,

и испустя слезъ дооюдь,

ВЪщалъ: „Знать умеръ пЪюй вождь!“

и начали разсуждать объ обязанностяхъ

истиннаго вождя, о томи, что лучше быть «ме­

нее известными, но более полезными», и т.п.

Весь этотъ эпизодъ занимаотъ тридцать одну

строфу, т. е. сто восемьдесятъ шесть сти-

ховъ!!... Конечно, въ этомъ эпизоде, невы-

держанномъ въ цЬломъ, есть прекрасный

места; но онъ не идешь къ делу, безъ нужды

плодить оду и охлаждаетъ восторгъ чита­

теля,—такъ что прочесть «Водоладъ» съ

одного раза, да еще вслухъ—труди изнури­

тельный и для ума, и для груди... Все эти

186

стиховъ можно выкинуть, и ода ничего

не проиграетъ, нанротивъ, много выиграетъ:

въ ней будешь меньше риторики и больше

поэзш... Первый семь строфъ, заключающш

въ себе картину водопада посреди дикой и

мрачной природы въ осеннюю ночь, пре­

красно настраиваютъ душу читателя къ воз­

вышенно-скорбному чувству, которыми дол­

жна поразить его мысль о внезапномъ паде-

нш колосса,—и после седьмой строфы:

Ретивый копь осанку горду

Храня, порой къ тебе идешь;

Крутую гриву, жарку морду

Поднявъ, хранить, ушми прядетъ,

И подстрекаемъ бывъ, бодрится...

Отважно въ хлябь твою стремится...

можно прямо перейти къ тридцать девятой:

Но кто идетъ тамъ по холмами,

Глядясь, какъ мЪсяцъ, въ воды черны;

Чья тЪнь спЪшитъ по облаками

Въ воздушный жилища, горны:

На темномъ взорИ и челЪ

Сидитъ глубоко дума въ ммгё!

А тридцать одну строфу, между седьмой и

тридцать девятой, можно не читать: тогда

впечатлеше отъ «Водопада» будешь гораздо

сильнее; тогда останется для чтешя сороки

шесть строфъ, или двести семидесяти шесть

стиховъ... Я тушь сколько еще воды рито­

рической! Какъ часто изнемогающее отъ воз-

вышеннаго наслаждешя чувство внезапно

охладеваешь? Но чтобъ мнение наше не по­

казалось произвольными, подкрепили его

выписками.

Какой 45'десный духъ крылами

Отъ Севера парптъ на Югъ?

Вптръ медленъ течь его стезями:

Обозршаетъ царство вдругъ,

Шумишь и какъ звЬзда блистаетъ,

И искры въ ыгЬдъ свой разсьгпаетъ.

Этотъ духи—тень Потемкина; но что же это

за прозаическое опнсаше, ничего не выра­

жающее! И неужели духъ Потемкина непре­

менно долженъ обгонять ветеръ, обозревать

царства вдругъ, шуметь, блистать, подобно

звездЬ, и сыпать искрами по своему оледу?

Риторика! .

Чей трупъ, какъ на распутьи мгла,

Лежитъ на темномъ лонЪ ночи?

Простое рубище чресла,

ДвгЬ ленты покрыв аютъ очи,

Прижаты къ хладной груди персты,

Уста безмолвствуютъ отверсты!