Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  24 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 24 / 734 Next Page
Page Background

39

С0ЧИНЕН1Я В. Г. БЫИНСКАГО.

т

ны, климата и прок. Огромность архитектур­

н ы е здатй, колоссальность статуй индк-

скихъ—явное отражеше гигантской природы

страны Гималаевъ, слояовъ и удавовъ. На­

гота гречеекихи наваяшй находится въ боль­

шей или меньшей связи съ благословенными

климатами Эллады. Гармоническая природа

этой страны, чуждая всякой чудовищной гро­

мадности, всякихн чудовищныхъ крайностей,

не могла не иметь влiянiя на чувство со­

размерности и соответственности,—словомъ,

гармон1и, которое было какъ бы врожденно

греками. Бедная и величаво-дикая природа

Снаидинавк была для норманови открове-

шемн ихи мрачной релнгш и сурово-велича­

вой поэзш. Политическш обстоятельства так­

же имеютп влшше на развиНе и характери

искусства: рнмдяне заняли у грекови клас­

сическую гармонию и благородную простоту

архитектуры, но прибавили ки ней оти себя

огромность и громадность размерови, каки

бы выразнвшихп колоссальность ихи госу­

дарства и ихи политическаго величк.

Нзп этого видно, каки жестоко ошибаются

те умозрительные судьи изящнаго, которые

хотяти видеть ви искусстве совершенно от­

дельный мфп, существуюпцй независимо оти

другихп сфери сознанк и оти исторк. Осно­

вываясь н ал®шн, что нредмета искусства не

временное и-'относительное, а вечное и без­

условное, они думаюти, что Ескусстьо уни-

жаети себя,1 если подчиняется какими бы то

ни было историческими и временивши влш-

нкмп. Но это значити смотреть на «вечное»

и «безусловное», каки на отвлеченный по-

нятк, чуждыя всякаго содержанш, каки на

логическш построенш, лишенный всякой

жизненности: ибо «вечное» выражается во

времени, «безусловное» ограничивается фор­

мой проявленш, «безконечное» делается до­

ступными созерцанш ви конечноми. Если

эстетика возьмети за основанхе однй идеи и

ихи дшгектичесцое развиие, оставиви ви

стороне в'Ьровалш и нсторго,—то по ней

выйдетп, можети быть, что произведенш гре-

ческаго . искусства прекрасны, а индайскаго

и египетекаго не имеюта ничего общаго си

творчествомп и суть порожденк невежества

и дикости; готическая архитектура—вопло­

щенное безвкусш; французская литература

хороша, а немецкая—вздоръ, или наобороти,

смотря но тому, оти какого начала отпра­

вится эстетика. Задача истинной эстетики

состоитъ не ви томи, чтоби решить, чемп

должно быть искусство, а ви томи, чт& та­

кое искусство. Другими словами: эстетика не

должна разсуждать оби искусстве, каки о

чемъ-то предполагаемомп, каки о какомп-то

идеале, который можети осуществиться толь­

ко по ея теорш; нети, она должна разсма-

трнвать искусство, каки нредмета, который

существовали давно прежде нея, и сутцество-

вашю котораго она сама обязана своими су­

ществовавший.

Друие знатоки и любители искусства на-

чинаюти си противоположной крайности, ду­

мая, что изящное не имеетп никакихи не-

преложныхп законови, и что стоити только

изучить иеторш и нравы какого угодно на­

рода, чтоби понять его искусство. Узяавъ

май бшграфш какого-нибудь художника, что

они были неечаетени, они думаюти, что на­

шли ключи кп 'тайне его грустиыхп созда­

вай. «Видите ли,—говорятн они,—они были

неечаетени ви жизни, и оттого меланхолк

соетавляетн отличительный характери его

произведенк.» Коротко и ясно! Этаки легко

можно обпяснить и мрачный характери не-

эзш Байрона: критика будети и не долга,

и удовлетворительна. Но что Вайрони были

неечаетени ви жизни—это уже старая но­

вость: вопроси ви томи, отчего этоти ода­

ренный дивными силами духи были обре­

ло чени г несчастью? Эмпирически критики и

туги ' не задумаются: раздражительный ха-

Vрактери, иппохондрк, скажутп одни изи

нихи,—и разстройство пищеварешя, приба-

вяти, пожалуй, друпе, добродушно не дога­

дываясь ви низменной простоте своихи га-

; стрическихи воззренк, что такк малыя прн-

I чины не могути иметь своими результатомъ

Л такш великш явленш, каки поэзш Байрона.

у

Всякому известно, что иной меланхолики

оти природы бываетн при благопрштныхь

Ц обетоятельствахи счастливи, и что самый ве-

?’ селый человеки делается зппохондрикомъ

оти несчастья, что раздражительность яер-

вови служить не только ки живМшему ощу-

щенш горестей, но и ни живМшему ощу-

с щешю радости. Всякому также известно, чго

великш комики не большей части бываютъ

людьми раздражительными и наклонными ки

иппохондрк, н что весьма редко появляется

' улыбка на|устахн тйхи, которые заставдяютъ

! другихи хохотать до слези... Ни одини по­

эта не можети быть велики оти самого себя

и черези самого себя, ни черези свои соб­

ственный страданш, ни черези свое соб­

ственное блаженство; всяхйй великхй поэта

потому велики, что корни его страданш и

, блаженства глубоко вросли ви почву обше-

, ственяостн и неторк, что они, следовательно,

есть органи и представитель общества, вре­

мени, чедовМества. Только малейше поэты

и счастливы, и несчастливы оти себя и че-

резъ себя; но зато только они сами и слу-

пшюти свои птичьи песни, которыхн не хо-

| чети знать ни общество, ни человечество.

Чтоби разгадать загадку мрачной поэзш та-

| кого необнятно-колоссальнаго поэта, какъ

Вайрони, " должно сперва разгадать тайну

эпохи, ими выраженной, а для этого должно