25
I. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.
26
Большое, отличающееся превосходными
стихами, стихотвореше «Последняя Смерть»
есть апоееоза всей поэзш Баратыяскаго.
Въ немъ виолп'Ь выразилось его мфосозер-
цанш. Поэтъ представляетъ въ яркой кар
тине кипящШ жизнью
Мфъ;
потомъ, въ дру
гой картине— увядаше м1ра, а въ третьей—
Прошли в'Ька, и тутъ моимъ очамъ
Открылася ужасная картина:
Ходила смерть по сунгЬ, по водамъ,
Свершалася живущая судьбина.
ГдЬ люди, гдЪ? скрывалися въ гробахъ!
Какъ древте столпы на рубежахъ,
Посл’Ьдтя семейства истлевали;
Въ развалинахъ стояли города,
По пажитямъ заглохнувшимъ блуждали
Безъ пастырей безумныя стада;
Съ людьми для нихъ исчезло пропитанье.
МнЬ слышалось ихъ гладное блеянье.
И тишина глубокая во сл'Ьдъ
Торжественно повсюду воцарилась,
И въ дикую порфиру древнихъ лЪтъ
Державная природа облачилась.
Величественъ. и грустенъ былъ
позоръ
(?)
Пустынныхъ водъ, лЪсовъ, долинъ и горъ.
Попрежнему животворя природу,
На небосклонъ светило дня взошло;
Но на земл* ничто его восходу
Произнести прив-Ьта не могло:
Одннъ туманъ надъ ней, синЪя, вился
И жертвою чистительной дымился.
Великолепная фантазы, но не более, какъ
фантазы! И главный ея недостатокъ заклю
чается въ томъ, что она везде является чер
ными демономъ поэта. Жизнь какъ добыча
смерти, разумъ какъ врагъ чувства, истина
какъ губитель счастья, — вотъ откуда про-
истекаетъ элегичестй тонъ поэзш Баратын-
скаго, и вотъ въ чемъ ея величайпий не
достатокъ. Зданш, построенное на песке, не
долговечно: поэзш, выразившая собой лож
ное состоите переходнаго поколенш, и уми-
раетъ съ темъ поколеншмъ, ибо для сле-
дующихъ не представляетъ никакого силь-
наго интереса въ своемъ содержаши. Мало
того: сделавшись органомъ ложнаго напра
влены, она лишается той силы, которую могъ
бы сообщить ей талантъ поэта. Конечно,
этотъ раздоръ мысли съ чувствомъ явился
у поэта не случайно,— онъ заключался въ
его эпохе. Кто не знаетъ и не помнитъ
Пушкинскаго «Демона»? Пушкинъ, какъ пер
вый велишй поэтъ руссшй, котораго поэзш
выходила изъ жизни, первый и встретился
съ демономъ. «Печальны были наши встре
чи!» восклипаетъ онъ о своемъ демоне.
Его улыбка, чудный взглядъ,
Его язвительныя речи
Вливали въ душу хладный ядъ.
Неистощимой клеветою
Онъ провиденье искушалъ;
Онъ звалъ прекрасное мечтою;
Онъ вдохновенье презиралъ;
Не верилъ онъ любви, свободе,
На жизнь насмешливо гляделъ —
И ничего во всей природе
Благословить онъ не хотелъ.
Въ самомъ деле это страшный демонъ,
особенно для перваго знакомства! Впрочемъ
онъ опаеенъ не темъ, что онъ на самомъ
деле, а темъ, чемъ онъ можетъ показаться
человеку. Люди имеютъ слабость смешивать
свою личность съ истиной: усомнившись въ
своихъ истинахъ, они часто перестаютъ ве
рить существованш истины на земле. Вотъ
тугь-то демонъ и бываетъ опаеенъ, тутъ-то-
онъ и губить людей. Отъ него можетъ спа
сти человека только глубокая и сильная, жи
вая вера. Пусть онъ во всемъ разочаровался,
пусть все, что любилъ и уважалъ онъ, ока7
залось недоетойнымъ любви и уважены,
пусть все, чему горячо верилъ онъ, оказа
лось призракомъ, а все, что думалъ знать
онъ, какъ непреложную истину, оказалось
ложью,— но да обвиняетъ онъ въ этомъ свою
ограниченность или свое несчастш, а не
тщету любви, уважены, веры, знанш! Пусть
самое отчаяше его въ тщете истины будетъ
для него живымъ свидетельствомъ его жаж
ды истины, а его жажда—живымъ свиде
тельствомъ существованш истины: ибо чего
нетъ, о томъ несродно страдать человече
ской натуре. Пусть прошло для него время
познаны истины, и онъ отчается навсегда
узреть ея обетованную землю, но пусть же
не смешиваетъ онъ себя съ истиной и не
думаетъ, что если она не для него, то уже
и ни для кого. Но какъ же, скажутъ, верить,
если вся действительность есть отрицаше
всякой веры?... Действительность?—Но что
такое действительность, если не осуществле
ны вечныхъ законовъ разума? Всякая дру
гая действительность — временное затменю
света разума, болезненный витальный про-
дессъ,— а разве можетъ быть вечное за-
тмеше солнца, разве солнце не является
после затменш въ болынемъ блеске и боль
шей лучезарности; разве страдаше, претер
певаемое младенцемъ при прорезыванш зу-
бовъ, бываетъ продолжительно и не соста
вляет» необходимаго временнаго зла для
нродолжительнаго добра? Скажутъ: младенцы
часто умираютъ отъ дроцессовъ физическаго
развитая. Правда, умирютъ младенцы, ко
торые подчинены необходимо бодезненнымъ
процессамъ органическаго развитая и кото
рые смертны, но не человечество, которое
подчинено болезненными процессамъ исто-
рическаго развиты и которое беземертно.
Надо уметь отличать разумную действи
тельность, которая одна действительна, отъ
неразумной действительности, которая при
зрачна и преходяща. Вера въ идею спа-
саетъ, вера въ факты губитъ. Есть люди, ко
торые отрицаютъ добродетель и достоинство
женщины, потому что случай сводили ихъ
все съ пустыми и легкими женщинами, по
тому что они не знали ни одной женщины