Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  17 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 17 / 734 Next Page
Page Background

25

I. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.

26

Большое, отличающееся превосходными

стихами, стихотвореше «Последняя Смерть»

есть апоееоза всей поэзш Баратыяскаго.

Въ немъ виолп'Ь выразилось его мфосозер-

цанш. Поэтъ представляетъ въ яркой кар­

тине кипящШ жизнью

Мфъ;

потомъ, въ дру­

гой картине— увядаше м1ра, а въ третьей—

Прошли в'Ька, и тутъ моимъ очамъ

Открылася ужасная картина:

Ходила смерть по сунгЬ, по водамъ,

Свершалася живущая судьбина.

ГдЬ люди, гдЪ? скрывалися въ гробахъ!

Какъ древте столпы на рубежахъ,

Посл’Ьдтя семейства истлевали;

Въ развалинахъ стояли города,

По пажитямъ заглохнувшимъ блуждали

Безъ пастырей безумныя стада;

Съ людьми для нихъ исчезло пропитанье.

МнЬ слышалось ихъ гладное блеянье.

И тишина глубокая во сл'Ьдъ

Торжественно повсюду воцарилась,

И въ дикую порфиру древнихъ лЪтъ

Державная природа облачилась.

Величественъ. и грустенъ былъ

позоръ

(?)

Пустынныхъ водъ, лЪсовъ, долинъ и горъ.

Попрежнему животворя природу,

На небосклонъ светило дня взошло;

Но на земл* ничто его восходу

Произнести прив-Ьта не могло:

Одннъ туманъ надъ ней, синЪя, вился

И жертвою чистительной дымился.

Великолепная фантазы, но не более, какъ

фантазы! И главный ея недостатокъ заклю­

чается въ томъ, что она везде является чер­

ными демономъ поэта. Жизнь какъ добыча

смерти, разумъ какъ врагъ чувства, истина

какъ губитель счастья, — вотъ откуда про-

истекаетъ элегичестй тонъ поэзш Баратын-

скаго, и вотъ въ чемъ ея величайпий не­

достатокъ. Зданш, построенное на песке, не

долговечно: поэзш, выразившая собой лож­

ное состоите переходнаго поколенш, и уми-

раетъ съ темъ поколеншмъ, ибо для сле-

дующихъ не представляетъ никакого силь-

наго интереса въ своемъ содержаши. Мало

того: сделавшись органомъ ложнаго напра­

влены, она лишается той силы, которую могъ

бы сообщить ей талантъ поэта. Конечно,

этотъ раздоръ мысли съ чувствомъ явился

у поэта не случайно,— онъ заключался въ

его эпохе. Кто не знаетъ и не помнитъ

Пушкинскаго «Демона»? Пушкинъ, какъ пер­

вый велишй поэтъ руссшй, котораго поэзш

выходила изъ жизни, первый и встретился

съ демономъ. «Печальны были наши встре­

чи!» восклипаетъ онъ о своемъ демоне.

Его улыбка, чудный взглядъ,

Его язвительныя речи

Вливали въ душу хладный ядъ.

Неистощимой клеветою

Онъ провиденье искушалъ;

Онъ звалъ прекрасное мечтою;

Онъ вдохновенье презиралъ;

Не верилъ онъ любви, свободе,

На жизнь насмешливо гляделъ —

И ничего во всей природе

Благословить онъ не хотелъ.

Въ самомъ деле это страшный демонъ,

особенно для перваго знакомства! Впрочемъ

онъ опаеенъ не темъ, что онъ на самомъ

деле, а темъ, чемъ онъ можетъ показаться

человеку. Люди имеютъ слабость смешивать

свою личность съ истиной: усомнившись въ

своихъ истинахъ, они часто перестаютъ ве­

рить существованш истины на земле. Вотъ

тугь-то демонъ и бываетъ опаеенъ, тутъ-то-

онъ и губить людей. Отъ него можетъ спа­

сти человека только глубокая и сильная, жи­

вая вера. Пусть онъ во всемъ разочаровался,

пусть все, что любилъ и уважалъ онъ, ока7

залось недоетойнымъ любви и уважены,

пусть все, чему горячо верилъ онъ, оказа­

лось призракомъ, а все, что думалъ знать

онъ, какъ непреложную истину, оказалось

ложью,— но да обвиняетъ онъ въ этомъ свою

ограниченность или свое несчастш, а не

тщету любви, уважены, веры, знанш! Пусть

самое отчаяше его въ тщете истины будетъ

для него живымъ свидетельствомъ его жаж­

ды истины, а его жажда—живымъ свиде­

тельствомъ существованш истины: ибо чего

нетъ, о томъ несродно страдать человече­

ской натуре. Пусть прошло для него время

познаны истины, и онъ отчается навсегда

узреть ея обетованную землю, но пусть же

не смешиваетъ онъ себя съ истиной и не

думаетъ, что если она не для него, то уже

и ни для кого. Но какъ же, скажутъ, верить,

если вся действительность есть отрицаше

всякой веры?... Действительность?—Но что

такое действительность, если не осуществле­

ны вечныхъ законовъ разума? Всякая дру­

гая действительность — временное затменю

света разума, болезненный витальный про-

дессъ,— а разве можетъ быть вечное за-

тмеше солнца, разве солнце не является

после затменш въ болынемъ блеске и боль­

шей лучезарности; разве страдаше, претер­

певаемое младенцемъ при прорезыванш зу-

бовъ, бываетъ продолжительно и не соста­

вляет» необходимаго временнаго зла для

нродолжительнаго добра? Скажутъ: младенцы

часто умираютъ отъ дроцессовъ физическаго

развитая. Правда, умирютъ младенцы, ко­

торые подчинены необходимо бодезненнымъ

процессамъ органическаго развитая и кото­

рые смертны, но не человечество, которое

подчинено болезненными процессамъ исто-

рическаго развиты и которое беземертно.

Надо уметь отличать разумную действи­

тельность, которая одна действительна, отъ

неразумной действительности, которая при­

зрачна и преходяща. Вера въ идею спа-

саетъ, вера въ факты губитъ. Есть люди, ко­

торые отрицаютъ добродетель и достоинство

женщины, потому что случай сводили ихъ

все съ пустыми и легкими женщинами, по­

тому что они не знали ни одной женщины