Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  16 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 16 / 734 Next Page
Page Background

23

С0ЧИНЕН1Я В. Г. БЬЛИНСКАГО.

24

нымъ существомъ, эгоистомъ, или оухимъ

дтлектикомъ, безжизненными педантомъ,

который во всемъ видитъ однй логичесшя

формальности и ни въ чемъ не видитъ души

и содержант. Очевидно, что разумъ и чув­

ство — две силы, равно нуждающаяся другъ

въ друге, мертвыя и ничтожныя одна безъ

другой. Чувство и разумъ—это земля и солн­

це: земля въ своихъ таинственныхъ нйд-

рахъ скрываетъ растительную силу и вей

зародыши плодовъ своихъ; солнце возбу-

ждаетъ ея растительную силу — и радостно

рвутся на свйшъ его изъ темной роковой

страны зеленйюнце стебли ея порождешй...

Такъ въ груди человека—въ этомъ подзем-

номъ царстве темныхъ предчувств1й и нй-

мыхъ ощущешй, 'скрываются, словно въ

землй, корни вейхъ нашихъ живыхъ стре-

млешй и страстныхъ помысловъ; но только

свйтъ разума можешь и развивать, и кренить,

и просвйтлять эти ощущенш и чувства до

мысли,—безъ него они остаются или живот­

ными иястинктомъ, или дикими страстями,

черными демонами, уетрояющими гибель че­

ловека... Чувство въ свою очередь есть дей­

ствительность разума, какъ тйло есть реаль­

ность души: безъ чувства идеи холодны, свй-

тятъ, а не грйютъ, лишены жизненности и

энергш, неспособны перейти въ дйдо. Итакъ,

полнота и совершенство человеческой натуры

заключаются въ органическомъ единстве раз­

ума и чувства. Горе дому, который разде­

ляется самъ на себя, горе человеку, въ ко-

торомъ чувство возстанетъ на разумъ или

разумъ возстанетъ на чувство! И однако жъ

это горе неизбежное, необходимое, и мертвъ,

ничтоженъ тотъ человйкъ, который не испы­

тали его! Чувство по натуре своей стре­

мится къ положешю, любитъ останавливаться

на ноложительныхъ результатахъ; разумъ

контролируетъ положены чувства и, если не

найдетъ ихъ Основательными, отрицаетъ ихъ.

Отсюда происходить мука сомнйнш. Но безъ

этого сомнйнш человеки, остановившись

рази на известномъ положеши, и закоснели

бы въ немъ, не двигаясь вцередъ, следова­

тельно, не развиваясь, — не делался бы изъ

младенца отрокомъ, изъ отрока—юношей, изъ

юноши—мужемъ, изъ мужа—старцемъ, но до

смерти своей оставался бы младенцемъ. Духъ

сомненш гонитъ человека отъ одного опредй-

ленш къ другому,—и благо тому, кто сомне­

вался въ известныхъ истинахъ, не сомне­

ваясь въ существоваши истины, ибо истины

преходящи, но истина вечна!

Помнится нами, Баратынсйй где-то ска­

зали что-то въ родй следующей мысли: нодо-

жеше поэта трудно потому, что въ одно и

то же время онъ находится подъ противо­

положными влшшемъ огненной творческой

фантазш и обливающаго холодомъ разеудка.

Мысль, не скажемъ несправедливая, но не

точная: обливаюнцй холодомъ разеудокъ дей­

ствительно входить въ процессъ творчества,

но когда? — въ то время, когда еще поэтъ

вынашиваетъ въ себе концепирующееся свое

твореше, следовательно, прежде, нежели при­

ступить къ его изложен!ю, ибо поэтъ изла-

гаетъ уже готовое произведете. Разумеется,

здесь должно предполагать высппе таланты,

потому что только низине сочиняютъ съ пе-

ромъ въ руке, еще не зная сами, что сочи­

няютъ они; или затрудняются въ выражеши

собственныхъ идей. Истинный поэтъ тймъ и

велики, что свободно даетъ образъ каждой

глубоко прочувствованной имъ идей, выра­

жаешь словомъ постижимое для одного ума и

невыразимое для каждаго, кто не поэтъ.

Этотъ несчастный раздоръ мысли съ чув-

ствомъ, ис тины—съ вйроватемъ составляешь

основу поэзш Баратынскаго, и почти вей

лучшш его стихотворенш проникнуты имъ.

Въ одномъ изъ нихъ ему предстаешь въ

горькую минуту истина и обйщаетъ успо­

коить путемъ холоднаго безстрастш. Она

говорить поэту:

Пускай со мной ты сердца жаръ погубишь,

Пускай, узнавъ людей,

Ты, можешь быть, испуганный, разлюбишь

И ближнихъ, и друзей.

Я

бытш

всё

прелести разрушу,

Но умъ наставлю твой,

Я оболью суровыми хладомъ душу,

Но дамъ души покой.

Поэтъ въ трепете отказывается отъ страш-

наго дара «неземной гостьи»; но въ заклю­

ч ен^ просить его у ней такъ:

.....Когда мое

свётило

Во ЗВЁЗДНОЙ ВЫШИН'Ь

Начнетъ блЁднЁть, и все, что сердцу мило,

Забыть придется

мнё

,

Явись тогда!

открой

мнё

очи

,

Мой разумъ просвЁти,

Чтобъ, жизнь презрЁвъ, я моги въ обитель

ночи

Безропотно сойти.

Такъ, въ другомъ стихотворенш поэтъ

окрыляетъ надеждами обольщешй безумную

юность, но, обращаясь къ «знающими»,

говорить:]

Но вы, судьбину испытавппе,

Тщету надеждъ, печали власть,

Вы, знанье бытш пршвппе

СебЁ на тягостную часть!

Гоните прочь ихъ рой прельстительный:

Такъ! долсивайте лшзнь въ тиши,

И берегите хладъ спасительный

Своей бездЁйственной души.

Своими безчувствшмъ блаженные,

Какъ трупы мертвыхъ изъ гробовъ,

Волхвы, словами пробужденные,

Встаютъ со скрежетомъ зубовъ;

Такъ вы, согрЁвъ въ душЁ желанш,

Безумно вдавшись въ ихъ обмани,

Проснетесь только для страданш,

Для боли новой прежнихъ ранъ.