Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  201 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 201 / 734 Next Page
Page Background

393

I. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.

394

родную, заветную сторону. Есть пора въ

жизни человека, когда грудь его полна тре­

воги и волнуется тоскливымъ порывашемъ

безъ цели, когда горяч¡я желанш съ быстро­

той см'Ьняютъ одно другое, и сердце, желая

многаго, не хочетъ ничего; когда определен­

ность убиваетъ мечту, удовлетворены подсЕ-

каетъ крылья желанш, когда человекъ лю-

битъ весь шръ, стремится ко всему и не въ

состоянш остановиться ни на чемъ; когда

•сердце человека порывисто бьется любовью

къ идеалу и гордымъ презрешемъ къ дей­

ствительности, и юная душа, расправляя мощ-

ныя крылья, радостно взвивается къ свет­

лому небу, желая забыть о существованш

земного праха. Въ эту пору жизни человека

.любовь робка и стыдлива, жаждетъ одного

только сочувствн и удовлетворяется долгими

взглядомъ, таинствомъ присутствш мплаго

•существа, и за тихое пожатае руки не поже­

лтеть поднаго обладанн. Правда, въ этой

поре много односторонности, много ложнаго,

больше фантазш, ч4мъ сердца, и за ней не­

пременно должна следовать пора горячаго

ж тяжелаго разочарования, для того, чтобъ

человеки пришелъ въ состоите понять исти­

ну, какъ она есть, простую и прекрасную

собственной красотой, а не радужными на-

рядомъ фантазш; чтобъ онъ моги понять,

что вечное и безконечное является въ пре-

ходящемъ и конечномъ, что идея въ фак-

тахъ, душа въ теле... Но эта пора юноше-

скаго энтузиазма есть необходимый моментъ

въ нравственномъ развитш человека,—и кто

не мечтали, не порывался въ юности къ не­

определенному идеалу фантастическому со­

вершенства, истины, блага и красоты, тотъ

никогда не будетъ въ состоянш понимать

поэзш —не одну только создаваемую поэтами

ноэзпо, но и поэзш жизни; вечно будетъ онъ

влачиться низкой душой по грязи грубыхъ

потребностей тйла и сухого, холоднаго эго­

изма. Пора безотчетнаго романтизма въ ду­

хе среднихъ вековъ есть необходимый мо­

ментъ не только въ развнтш человека, но

и въ развитш каждаго народа и целаго че­

ловечества. Средше века были этими вели­

кими моментомъ развитая народовъ западной

Европы, а следовательно, всего человечества,

и этотъ моментъ всемфно-иеторическаго раз­

витая выразился въ искусстве среднихъ ве­

ковъ. Мы, руссше, позже другихъ вышедппе

на поприще нравственно-духовнаго развитая,

не имели своихъ среднихъ вековъ: Жуков-

сюй дали нами ихъ въ своей поэзш, кото­

рая воспитала столько покояЬшй и всегда

будетъ такъ красноречиво говорить душе и

сердцу человека въ известную эпоху его жи­

зни. Жуковсшй — это поэтъ стремленш, ду-

шевнаго порыва къ неопределенному идеалу.

Произведены Жуковскаго не могутъ восхи­

щать всехъ и каждаго во всяйй возрасти:

они внятно говорятъ душе и сердцу въ из­

вестный возрасти жизни или въ известномъ

расположен^ духа: вотъ настоящее значеше

поэзш Жуковскаго, которое она всегда бу­

детъ иметь. Но Жуковсшй кроме того имеетъ

великое историческое значеше для русской

поэзш вообще: одухотворпвъ русскую поэзш

романтическими элементами, онъ сделали ее

доступной для общества, дали ей возмож­

ность развитая, и безъ Жуковскаго мы не

имели бы Пушкина. Сверхъ того есть еще

другая великая заслуга русскому обществу

со стороны Жуковскаго: благодаря ему, не­

мецкая поэзш—нами родная, и мы умеемъ

понимать ее безъ того усилш, которое усло­

вливается чуждой нащональностью. Еще въ

детстве мы черезъ Жуковскаго щнучаемся

понимать и любить Шиллера, какъ бы своего

нацюнальнаго поэта, говорящаго нами рус­

скими звуками, русской речью.

Ш.

Мзоръ поэтической деятельности Ба­

тюшкова; характеръ его поэзш. —Гне-

дичъ; его переводы и орнгинальныя со

чинент.— Мерзляковъ.—Князь Вязамскж.

—Журналы конца карамзинскаго па­

р а д а .

Батюшковъ далеко не имеетъ такого зна-

ченщ въ русской литературе, какъ Жуков­

сшй. Последшй действовали на нравствен­

ную сторону общества посредствомъ искус­

ства; искусство было для него какъ бы сред-

ствомъ къ воспитанш общества. Заслуга

Жуковскаго собственно иередъ искусствомъ

состояла въ томъ, что онъ дали возможность

содержашя для русской поэзш. Батюшковъ

не имели почти никакого влштя на обще­

ство, пользуясь великими уважешемъ только

со стороны заппсныхъ словесниковъ своего

времени, и хотя заслуги его иередъ русской

поэзый велики, однако жъ онъ оказали ихъ

совсемъ иначе, чемъ Жуковсшй. Ояъ успели

написать только небольшую книжку стпхо-

творешй, и въ этой небольшой книжке не

все етяхотворешя хороши и даже хорошш

далеко не всё равнаго достоинства. Ояъ не

могъ иметь особенно сильиаго влшнш на со­

временное ему общество и современную ему

русскую литературу и поэзш: влш те его не

обнаружилось на поэзш Пушкина, которая

приняла въ себя или, лучше сказать, погло­

тила въ себя все элементы, составлявши

жизнь творешй предтаествовавшихъ поэтовъ.

Державинъ, Жуковсшй и Батюшковъ имели

особенно сильное влшше на Пушкина: они

были его учителями въ поэзш, какъ это вид­

но изъ его лицейскихъ стихотворешй. Все,

чтб было существеннаго и жизненнаго въ