Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  200 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 200 / 734 Next Page
Page Background

391

сочите 1Я

В. Г. БЪЛИНСКАГО.

3921

II шумъ бЬгущихъ съ поля стадъ

Съ пастушьими рогами

Вечершй мракъ животворятъ,

Теряясь за холмами..

Увы! улсъ и послЪдшй день

Край неба озлащаетъ;

Сквозь темную дубраву сИнь

Блистанье проникаетъ;

Все тихо, весело, светло:

Все н-Ьгой сладкой дышитъ;

Ръка прозрачна, какъ стекло;

Едва, едва колышетъ

Листами легшй в-Ьтерокъ;

Въ поляхъ благоуханье-,

Къ дв-Ьтку прилипнулъ мотылекъ

И пьетъ его дыханье...

(„Громобой“.)

И воцарилась всюду тишина;

Все спить... лишь изредка въ далекой мгл-Ь

промчится

Невнятный гласъ... или колыхнется волна...

Иль сонный листъ зашевелится.

Я на брегу одинъ... окрестность вся молчитъ...

Какъ привидЬше, въ туман-Ь предо мною

Семья младыхъ. березъ недвижимо стоить

Надъ усыпленною водою.

Вхожу съ волнетемъ подъ пхъ священный

кровь;

Мой слухъ въ сей тишин-6 приватный голосъ

слышитъ:

Какъ бы эвирное тамъ вгъетъ межъ листовъ,

Какъ бы невидимое дышитъ;

Какъ бы сокрытая подъ юныхъ древъ корой,

Съ сей очарованной мгъшаясь тишиною,

Душа незримая подъемлетъ голосъ свой

Съ моей бесгъдовать душой.

И нВкто урн-Ь сей безмолвный прис-Ьдитъ;

И мнится, на меня вперилъ онъ томны очи;

Везъ образа лицо, и зракъ туманный слитъ

Съ туманнымъ мракомъ полуночи.

Смотрю... и, мнится, все, чтб было жертвой л-Ьтъ,

Опять въ видЪнш прекрасномъ воскресаетъ;

И все, чтб жизнь сулитъ, и все, чего въ ней

н-Ьтъ,

Съ надеждой къ сердцу прилетаетъ...

(„Славянка“.)

Такихъ Брим'Ьровъ мы могли бы выпи­

сать и еще больше, но думаемъ, что и этихъ

слишкомъ достаточно, чтобъ показать, что

изображаемая Жуковскимъ природа—роман­

тическая природа, дышащая таинственной

жизнью души и сердца, исполненная выс-

шаго смысла и значении

Стихъ Жуковскаго неизмеримо выше сти­

ха вс'Ьхъ предшествовавшихъ ему поэтовъ:

онъ исполненъ мелодш и вместе съ тЬмъ

какой-то сжатой крепости и энергш. Такого

стиха требовали содержите и духъ поэзш

Жуковскаго. И, несмотря на то, еще мно-

гаго недоставало этому стиху: онъ еще дат

леко не совсемъ свободенъ, не совсемъ глу-

бокъ. Содержант поэзш Жуковскаго было

такъ односторонне, что стихъ его не могъ

отразить въ себе все свойства и все бо­

гатство русскаго языка. Батюшковъ тоже не

мало сделалъ для русскаго стиха; но, не­

смотря на соединенныя заслуги этихъ двухъ

поэтовъ, создаше вполне поэтическаго

и

вполне художественнаго стиха принадлежало

Пушкину. Кроме односторонности содержа­

н т поэзш Жуковскаго, не должно забывать,,

что поэтическая деятельность его двойствен­

на: въ одной онъ является, какъ романтикъ,.

самобытенъ и оригиналенъ; въ другой—подъ

влшшемъ предшествовавшихъ ему поэтовъ

и особенно подъ влшшемъ идей Карамзина.

Правда, онъ и въ натрготичесшя стихотво­

рения, и въ послашк внесъ что-то свое, ему

собственно, какъ романтику, принадлежащее?

но стихъ въ этихъ пьесахъ все-таки отзы­

вается более или менее фактурой старыхъ.

маетеровъ нашей поэзш. Попадаются въ.

стпхотворешяхъ Жуковскаго стихи тяжелые

и темные, какъ, ианрпмеръ, эти:

Ихъ одобревье намъ награда,

А порицате—

ограда

Отъ убивающгя даръ

Надменной мысли совершенства.

Иногда разстановка словъ напоминаетъ Ло­

моносова, какъ, напримеръ;

А ты, даруюнцй и тронъ, и власть царямъ,.

Ты, на совЪтЪ ихъ сидяпцй благодатью,

Ознаменуй Твоей дгъла мои печатью.

Есть, наконецъ, стихи (правда, ихъ поискать

да поискать), въ которыхъ веетъ духъ Хе­

раскова, какъ, напримеръ;

БЪгутъ во прахъ и громъ, и шлемъ, и щитъ,

Впреди, въ тылу, съ боковъ и рядомъ

(?>

страхъ бЪжнтъ.

Жуковсшй не могъ не иметь сильнаго-

влшнш на Пушкина; на, въ свою очередь,

и Пушкинъ имедъ сильное влшше на Жу­

ковскаго: все стихотворешя, нанисанныя имъ

уже по истеченш второго десяти.тЬ'ПЯ теку-

щаго века, отличаются несравненно лучшимъ

языкомъ и стихомъ. Къ общпмъ недостаткамъ.

поэзш Жуковскаго принадлежать часто не­

выдержанность въ целомъ: редкая пьеса его-

не теряетъ многаго изъ своего достоинства

отсутствшмъ сжатости и всего лишняго. Пре­

восходная элепя «На Смерть Королевы Вир-

тембергской» можетъ служить образномъ

этого недостатка: въ ней есть лишше ку­

плеты, замедляюпце безъ нужды развште глав­

ной мысли и своей растянутой прозаичностью

ослабляюпце впечатаете целаго.

Неизмеримъ подвить Жуковскаго и ве­

лико значете его въ русской литературе!

Его романтическая муза была для дикой сте­

пи русской поэзш элевзинской богиней Цере­

рой: она дала русской поэзш душу и сердце,

познакомивъ ее съ таинствомъ страданш,

утрать, мистическихъ откровений и полнаго

тревоги стремленш «въ оный таинственный

светъ», которому нетъ имени, нетъ места,

но въ которомъ юная душа чувствуетъ свою