Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  203 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 203 / 734 Next Page
Page Background

397

I. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.

398

Я в*рк>; я лгобимъ; для сердца нужно вЪрить.

Нътъ, милая моя но можетъ лицемерить;

Все непритворно въ ней; желашй тонный жаръ,

Стыдливость робкая, харитъ безц'Ьнный даръ,

Нарядовъ и речей прмтная небрежность

И

ласковыхъ имени младенческая нежность.

Вообще надо заметить, что антологиче­

скш

стихотворенья Батюшкова уступать анто­

логическими пьесами Пушкина только разв*

въ чистот* языка, чуждаго произвольныхъ

усЬчешй и всякой неровности и шерохова­

тости, столь извинительныхъ и неизб*жныхъ

въ то время, когда явился Батюншовъ, Со­

вершенство антологическаго стиха Пушки­

на — совершенство, которыми онъ много

обязанъ Батюшкову—отразилось вообще на

стах* его Прнводимъ зд*сь снова два по-

сл*дше стиха выписанной нами антологиче­

ской пьесы:

Какъ сладокъ поцелуй въ безмолвш ночей,

Какъ сладко тайное любови наслажденье!

Вспомните ствхотвореше Пушкина: «Зима.

Чтб делать намъ въ деревн*? Я встречаю».

Стихотворенш ото нисколько не антологиче­

ское, но посмотрите, какъ последите стихи

его напоминаютъ своей фактурой антологи­

ческую пьесу Батюшкова:

И д-Ьва въ сумерки выходить на крыльцо:

Открыта шея, грудь, и вьюга ей въ лицо!

Но бури севера не вредны русской розе.

Какъ жарко поцелуй пылаетъ на морозе!

Какъ дева русская свежа въ пыли снЪговъ!

Благодаря Пушкину, тайна антологиче­

скаго стиха сделалась доступна даже обыкно­

венными талантами; такъ, напримЬръ, многш

антологическш стихотворенш Майкова не

уступаготъ въ достоинств* антологическими

стихотворениями Пушкина, между т*мъ какъ

Майковъ не обнаружили никакого даровашя

ни въ какомъ род* поэзш, кром* антологи­

ческаго. Поел* Майкова встречаются превос­

ходный стихотворенш въ антологическоыъ

род* у Фета. Майковъ нашедъ себ* подра­

жателя въ Крешев*, антологическш стихо-

творешя котораго не сове*мъ чужды поэти-

ческаго достоинства, - и явись так¡я стихо-

творенш въ начал* второго десятил*тш на-

стоящаго в*ка, они составили бы собой эпо­

ху въ русской литератур*; а теперь ихъ

никто не хочетъ и замечать,—что не совс*мъ

неосновательно и несправедливо. Какого же

удивленш заслуживаетъ Батюшковъ, кото-

рый первый на Руси создали антологичесшй

стихи, только разв* по языку, и то весьма

не многими, уступающей антологическому

стиху Пушкина? И не въ прав* ли мы ду­

мать, что Батюшкову обязанъ Пушкинъ

своими антологическими, а всл*дствш этого

в вообще своими стихомъ? ЖуковскШ не

могь не им*ть большого вдшнш на Пуш­

кина; кому не изв*стно его обращеше къ

нему, какъ къ своему учителю, въ «Руслан*

и Людмил*»?

Поэзш чудесный гешй,

ПИвецъ таинственныхъ видЪщй,

■ •

Любви, мечташй п чертей,

Могилъ н рая верный житель,

И музы вгыпренной моей

-

Запертикъ, птжунь и хранитель!

ДальнМпие стихи этого отрывка, несмотря

на ихъ шуточный тони, показыгаютъ, какъ

сильно дМствовали на дЬтское воображеше

Пушкина даже и «Дв*наддать Спящнхъ

Д*въ». Но влшше Жуковскаго на Пушкина

было больше нравственное, ч*мъ артисти­

ческое, и трудно было

бы

найти и т> «азать

въ сочиненшхъ Пушкина сд*ды этот влш~

шя, исключая разв* лицейсюя его /гихо-

творенш. Пушкинъ рано и скоро и«.- ежили

содержагпе поэзш Жуковскаго, и его ясный,

определенный умъ, его артистическая нату­

ра гораздо бол*е гармонировали съ умомъ

и натурой Батюшкова, ч*мъ Жуковскаго.

Поэтому влшше Батюшкова на Пушкина

видн*е, ч*мъ влшше Жуковскаго. Эта влш­

ше особенно зам*тно въ стих*, столь арти-

стическомъ и художественномъ: не им*я Ба­

тюшкова своими предшественникомъ, Пуш­

кинъ едва ли бы могь вырьбитать себ* та­

кой сглхъ.

Батюшкову по натур* его было очень

сродно созерцаше благи жизни въ грече-

скомъ дух*. Бъ любви онъ совс*мъ не ро

мантикъ. Изящное сладострастие—вотъ паоосъ

его поэзш. Правда, въ любви его, кроме

страсти и грацщ, много н*жности, а иногда

много грусти п страдания; но преобладаю­

щей элементъ ея всегда—страстное вожде-

л*ше, ув*нчиваемое всей н*гой, вс*мъ обая-

шемъ исполненнаго поэзш и гращи наслаж-

денш, Есть у него пьеса, которую можно

назвать апооеозой чувственной страсти, до­

ходящей въ неукротимомъ стремлеюи вож­

д е л е я до бЬшенаго и въ то же время въ

высшей степени поэтическаго и гращознаго

безумия. Этими страстными вдохновешемъ

обязанъ наши поэтъ самой древности, г со­

держанье взято ими изъ ея миеологпческой

жизни: оно въ яркихъ красками рисуетъ

веселое празднество и обаятельно-буйныхъ,

очаровательно-безстыдныхъ жрицъ Вакха:

ВсЬ на праздники Эригоны

Жрицы Вакховы текли;

Ветры съ шумомъ разнесли

Громшй вой ихъ, плескъ и стоны.

Въ чаще дикой и глухой

Нимфа юная отстала;

Я за ней—она бежала

Легче серны молодой.

Эвры волосы взвевали,

Перевитые плющемъ.

Нагло ризы поднимали

И свивали ихъ клубкомъ.

Стройный стань кругомъ обвитый