375
СОЧИНКШЯ В. Г. БЬЛИНСКЛГО.
376
ваются въ одно реальное небо ясторическаго
прогресса, историческаго безсмертш... Это
апръ непрерывной работы, нескончаемаго
дЬлашя и становленш, мтръ вечной борьбы
будущаго съ прошедшимъ,—и надъ ятимъ
мщомъ носится Духъ Боябй, оглашаююдй
хаоса, и мракъ своимъ творческимъ и мощ
ными глаголомъ: «да будеть!», и вызываю-
пцй пмъ светлое торжество настоящаго—ра
достные дни новаго тысячелЬтняго царства
Вожш на землЬ... Ж благо тому, кто не празд
ными зрителемъ смотрели на этотъ океанъ
шумно несущейся жизни, кто видЪдъ въ немъ
не одни обломки кораблей, яростно вздымаю-
щшся волны, да мрачную, лишь молшями
освещенную ночь, кто слышали въ немъ не
одни вопли отчаянщ и крики гибели, но кто
не терялъ при этомъ изъ вида и путеводной
звезды, указывающей на цкль борьбы и етре-
млепш, кто не былъ глухъ къ голосу свыше:
«борись и погибай, если надо: блаженство
впереди тебя, и если не ты—братья твои на
сладятся имъ и воехвалятъ вЬчнаго Бога силъ
и правды!» Благо тому, кто, не доволь
ствуясь настоящей действительностью, носилъ
въ душе своей идеаль лучшаго существо-
вашя, жилъ и дыгаалъ одной мыслью —спо
спешествовать, по мере данныхъ ему при
родой средствъ, осуществленш на земле
идеала,—рано поутру выходили на общую
работу, и съ мечомъ, и съ словомъ, и съ за -
ступомъ, и съ метлой, смотря по тому, что
было ему по силами, и кто являлся къ своимъ
братшмъ не на одни пиры веселш, но и на
плачъ и сЬтоватя... Благо тому, кто, падая
въ борьбе за светлое дело совершенствовашя,
съ уповашемъ сграстнаго блаженства погру
жался въ успокоительное лоно силы, вызы
вавшей его яа дйло жизни, и восклицали
въ священномъ восторге: «все Тебе и для
Тебя, а моя высшая награда —да святится
имя Твое и да пршдетъ ц а р с т е Твое!...»
Обаятельна жизнь сердца; но безъ прак
тической деятельности, источники которой
заключался бы въ паоосе къ идее, самый
богато-наделенный дарами природы человеки
рискуетъ скоро изжить всю жизнь и остаться
при одной пустоте мечтательныхъ ожидашй
и действительнаго отвращешя къ чувству
были. Романтизмъ, безъ живой связи и жи
вого отношенш къ другими сторонами жизни,
есть величайшая односторонность!
«Узники» —одно изъ самыхъ благоухан-
ныхъ романтпческихъ произведен^ Жуков-
скаго. Заключенный въ тюрьме юноша слы-
шитъ за стеной голоси такой же, какъ они
сами, узницы:
„И такт. всВ блага заменить
Могилой:
И бросить свЪтъ, когда въ немъ жить
Такъ мило!
Ахъ, дайте въ свИтИ подышать;
Еще мн* рано умирать.
Лишь мигъ весенними бьтемъ
Жила я;
Лишь мигъ па праздники земномъ
Выла я;
Душа готовилась любить...
И все покинуть, все забыть!"
Юноша сжился душой съ узницей, которой
они никогда не видалъ. Въ ней вся жизнь
его, и они не. просить самой воли. И что
нужды, что они никогда не видалъ ея, что
она для него—не более, какъ мечта? Сердце
человека умеетъ обманывать и себя, и раз-
судокъ, особенно если съ ними вступить въ
союзъ фантазш. Наши узники не хочеть и
знать, что бъ заговорило сердце его тогда,
когда глаза его увидели бы таинственную
узницу.
„Не ты ль—онъ мнптъ—давно была
Любима?
И не тебя ль душа звала.
Томима
Желанья смутнаго тоской,
Волненьемъ жизни молодой?
Тебя въ пророчественномъ снЪ
Видалъ я;
Тобою въ пламенной веспЪ
Дышалъ я: ’
Ты мни цвЪла въ живыхъ цвЪтачъ;
Твой образъ вЪялъ въ облакахъ,“
Молодая узница умерла въ своей тюрьме
узники былъ освобожденъ;-—
Но хладно приняли онъ прив'Ьтъ
Свободы;
Прекраснаго ужъ въ мщИ пЪтъ:
Дни, годы
Напрасно будутъ проходить.,.
Погибшаго не возвратить...
И тихо въ сумракЪ ночей
Онъ бродить,
И съ неба темнаго очей
Не сводить;
ЗвЪзда знакомая тамъ есть;
Она къ нему приносить вЪсть...
О миломъ вВсть и въ м1ръ иной
Призванье,..
И дЪлитъ съ тайной онъ звЪздой
Страданье;
Ея краса оживлена;
Ему въ ней светится
она.
Ояъ таялъ, гаснулъ и угасъ...
И мнилось,
Что вдругъ въ передпосл'Ъднш часъ
Явилось
Все то, чего душа ждала—
И жизнь въ улыбк'Ь отошла...
«Сказка о царь Берендее, о сынЬ его
ИванЬ-царевичЬ, о хитростяхъ Кощея-Вез-
смертнаго и о премудростяхъ Марьи-царев-
ны, Кощеевой дочери» и «Сказка о спящей
ЦаревнЬ» были весьма неудачными попыт
ками Жуковскаго на русскую народность.
О нихъ никакими образомъ нельзя сказать:
ЗдЪсь руесюй духъ, зд'Ьсь Русыо пахнетъ.