Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  188 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 188 / 734 Next Page
Page Background

3 6 7

С0ЧИНЕШЯ В. Г. БЫИНСКАГО.

3 6 8

уже разъ заметили въ «Огечеетвенныхъ За-

пискахъ», что есть натуры, которыхъ вся

жизнь - выраженье какого-нибудь возраста

челов'Ьческаго, и что Крыловъ въ своихъ

басняхъ—вечно юный младенецъ, а Жуков-

скШ въ своихъ романтическихъ произведе-

н я к ъ—никогда не старЪнмщйся юноша...

Мы сделали бы большой педосмотръ,

если бъ, говоря о поэзш Жуковскаго, не об­

ратили внимашя на с к о р б ь д с т р а д а -

н 1е. какъ на одинъ изъ главн'Мшихъ зле -

ментовъ всякой романтической поэзш, и по­

эзш Жуковскаго въ особенности. Посмотрите,

какш мечты и ббразы в'Ьчно занимаютъ ее!

Тамъ «дева въ черной власянице» молится на

кладбище нередъ образомъ Богоматери и не­

пременно отходнгъ въ другой мщъ; тутъ... но

мы лучше выпишемъ вполне одну изъ еамыхъ

характеристаческихъ пьееъ въ этомъ роде:

Дорогой шла дЪвица:

Съ ней другъ ея младой:

Болезненны ихъ лида,

Нанолненъ взоръ тоской.

Другъ друга лобызаютъ

И въ очи, и вт. уста—

И снова расцв’Ьтаютъ

Въ нихъ жизнь и красота.

Минутное веселье!

Двухъ колоколовъ звонъ:

Она проснулась въ

кельп;

Въ

тюрьмп

проснулся онъ.

Такое направлеше поэзш Жуковскаго

очень естественно и понятно: такъ какъ она

чужда всякаго историческаго еозерцашя,

всянаго чувства прогресса, всякаго идеала

высокой будущности человечества,—то мщъ

подлунный для нея есть мфъ скорбей безъ

исцеленш, борьбы безъ надежды и страда­

нья безъ выхода Поэтому въ поэзш Жуков­

скаго вопли еердечиыхъ мукъ являются не

раздирающими душу диссонансами, но тихой

сердечной музыкой, и его до >зш любитъ н

голубить свое страдаше, какъ свою жизнь и

свое вдохновеше. Жуковскаго можно на­

звать певцомъ еердечиыхъ утрать,—и кто

не зиаетъ его превосходной элегш на «Кон­

чину Королевы Пиртембергекой» —этого вы-

сокаго катодическаго рекшэма, этого скорб-

наго гимна житейскаго страдаяш и таин­

ства утратъ?.. Это въ высшей степени ро­

мантическое произведенье въ духе среднихъ

в’Ьковъ. Оно всегда прекрасно; но если вы

хотите насладиться имъ вполне и глубоко—

прочтите его, когда сердце ваше постигнетъ

скорбная утрата... О, тогда въ Жуковскомъ

найдете вы себе друга, который раздйлитъ

съ вами ваше страдаше и дастъ ему языкъ

и слово...

Вей сочинения Жуковскаго можно разде­

лить на три разряда: къ первому относятся

мелшя романтичеекш пьесы и оригинальный,

которыхъ немного, и не столько переведен­

ный, сколько усвоенный его музой; дотомъ

собственно переводы и, наконецъ, ориги­

нальный произведен™ который не могутъ

быть названы романтическими.

Къ носледнимъ принадлежа™ посланш и

разныя патрштичесшя пьесы, нисаняыя на

известные случаи. Это самая слабая сторона

поэзш Жуковскаго; въ~"ней онъ неверенъ

своему нризвашю, и потому холоденъ и

псполяенъ риторики. Прочтите его «Песнь

Барда надъ гробомъ Славяаъ-Победителей»,

«На смерть Графа Каменскаго», «Певца во

Стане Русскихъ Воиновъ», «Певца въ

Кремле» и проч.—и вы не узнаете Жуков­

скаго. Несмотря на звучный и крёпшй

етихъ, вы почувствуете себя утомленными и

скучающими, читая эти пьесы; вы удивитесь,

какъ мало въ нпхъ жизни, чувства, движе-

нш, свободы. Причина этому, разумеется,

не отсутствш въ сердце поэта святой любви

къ родине. Но кто же могъ бы отрицать это

чувство, панримеръ, въ Крылов:!;? А между

тёмъ Крыловъ не написалъ ни одной оды,

ни одного патрютическаго отихотворегая въ

дирическомъ роде. Онъ иолучилъ отъ при­

роды талантъ для басни: въ такомъ случае

онъ хорошо сделалъ, что не писалъ одъ и

трагедий. Жуковсшй по натуре своей -р о -

мантикъ, и ничто такъ не вай его таланта

и призванш, какъ стихотворешя обществен­

ный, на исторической почве основанный.

«Певцу во СтанЬ Русскихъ Воиновъ» Жу­

ковой! обязанъ своей славой: только черезъ

эту пьесу узнала вся Роееш своего велнкаго

поэта; и это произведете было весьма по­

лезно въ свое время. Но что же доказы-

ваетъ это? - только, что тогда понимали по­

эзш иначе, нежели какъ понимаютъ ее

теперь (а понимали ее тогда, какъ риторику

въ стихахъ). Въ «Певце во Стане Русскихъ

Воиновъ» не™ даже чувства современной

действительности: въ этой пьесе вы не

услышите ни одного выстрела изъ пушки

или изъ ружья, въ ней нётъ и признаковъ

порохового дыма,—въ ней летаютъ и сви-

стятъ не пуля, а стрелы, генералы являются

воинами не въ киверахъ или фуражкахъ, а

въ шлемахъ, не въ мундирахъ и шинеляхъ,

а въ броняхъ, не со шпагами въ рукахъ, а

съ мечами и копьями; къ довершению этой

яародш на древность, все они--съ щи­

тами... Все это признакъ риторики; ибо по­

эзш проста: она не чуждается обык-

новенныхъ предметовъ действительности,

не боится сделаться отъ нихъ прозой,

но поэтязируеть самыя прозаически! вещи.

И неужели жерла пушекъ, изрыгающш

огонь и смерть тысячамъ; неужели дула

ружей, поеылающш издалека верную смерть;

неужели трехгранный штыкъ, стальной сте­

ной низлагающей сомкнутые ряды,—неужели