Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  183 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 183 / 734 Next Page
Page Background

-357

I. КРИТИЧЕСКИ! СТАТЬИ.

358

въ мф'Ъ въ одномъ экземпляре, но суще-

ствуетъ въ болынемъ или меныпемъ числе

видоизм^ненШ и оттЬнковъ. Нашъ роман-

тизмъ хлопочетъ не о томъ— однажды или

дважды должно и можно любить въ жизни,

но о томъ, чтобъ не разбить другого, пре-

давшагося вамъ сердца и не быть причиной

несчастья его жизни. Вы любили только разъ

въ жизни и были до гроба верны одной

только привязанности: прекрасно! Но не де­

лайте изъ этого общаго для всЪхъ правила!

Одинъ такъ, другой иначе, тотъ —одинъ разъ

въ жизни, а этотъ—десять разъ; оба равно

правы, лишь бы только на совести котораго-

нибудь изъ нихъ не легло ничье несчастье.

НЬтъ преступленщ любить нисколько разъ

въ жизни, и нЗтъ заслуги любить только

одинъ разъ; упрекать себя за первое и хва­

статься вторымъ— равно нелепо...

Когда дв'Ь эпохи такъ противоположно рас­

ходятся во взгляде на одни и тЬ же пред­

меты, то поэзш старой эпохи теряетъ свою

■силу для новой. Если какая-нибудь эпоха

выразила собой одинъ изъ моментовъ все-

мфно-историческаго развитая, то ея поэзш

всегда имЬетъ свою историческую важность:

но только ея собственная поэзш, а не под­

дельная подъ нее. И потому готичесте со­

боры среднихъ вЬковъ и въ наше время

•сильно дМствуютъ на душу, а баллады Шил­

лера, несмотря на всю поэтическую прелесть

ихъ, ни для кого не занимательны. Скажемъ

более: чемъ выше по своему художествен­

ному достоинству такш баллады, какъ «Ры­

царь Тогенбургъ», тЬмъ большее сожалЬте

возбуждаютъ оне въ читателе нашего вре­

мени, что столько пугаечныхъ зарядовъ по­

трачено но воробьямъ... Разумеется, это

можно ставить въ упрекъ Шиллеру, но от­

нюдь не Жуковскому: ибо первый въ при-

веденныхъ нами сгихотворешяхъ старался

воскресить давно умерппе интересы, когда

•современная жизнь кипела великими вопро­

сами, и исторический духъ, какъ подземный

кротъ, подрывалъ старый основы новой дей­

ствительности; а второй усваивалъ юной,

едва рождавшейся литературе плодотворные

для нея элементы, и юное, едва возрождав­

шееся общество знакомилъ съ новыми, не­

обходимыми ему интересами. Итакъ, чтобъ

еще полнее и определеннее высказать сущ­

ность и характеръ романтизма среднихъ ве-

ковъ, а вместе съ нимъ и романтики Жу-

ковскаго,—бросимъ беглый взглядъ на со­

держант еще некоторыхъ балладъ его.

Одинъ добрый пустынникъ разъ завелъ

къ себе въ лесную келыо заблудившагося

путника,—потомъ узналъ въ немъ свою лю­

безную, после чего, еорвавъ съ себя наклад­

ную бороду, Эдвинъ поклялся жить и уме­

реть вместе съ Мальвиной. Это, вероятно,

случилось такъ давно, что теперь трудно и

поверить, чтобъ когда - нибудь могло слу­

читься.— Эдвинъ любилъ Эльвину, но бога­

тый отецъ его запретилъ ему видеться съ

бедной девушкой. Что тутъ делать? Не чи-

тавппе этой баллады могутъ подумать, что

Эдвинъ былъ школьникъ, котораго отецъ

могъ высЬчь за непосдушаше. Ничего не

бывало! Онъ былъ малый на возрасте, уже

знакомый со страстями:

Увы, Эдвинъ! Въ какой борьб* въ немъ отрасти!

И ни одной н*тъ силы победить...

Какъ не признать отцовской власти?

Но какъ же не любить?

Такъ вотъ чтб затрудняло и заставляло

его страдать! Его отецъ былъ отецъ по по-

нятшмъ среднихъ вековъ, т. е. человекъ,

который за бедный даръ жизни считалъ

себя въ праве лишать сына счастья по про­

изволу своей прихоти, другими словами—

считалъ сына евоимъ рабомъ, своей вещью...

Въ наше время отецъ имеетъ совсемъ дру­

гое значеше: его связываетъ съ детьми не

столько кровь, сколько духъ; онъ считаетъ

своей заслугой не то, что далъ дЬтямъ сво-

имъ физическое существоваше, но то, что

онъ далъ имъ черезъ воспиташе, основан­

ное на любви, нравственную жизнь. Если бъ

отецъ нашего времени сталъ отнимать у

сына счастье его жизни на основан¡и соб-

ственныхъ корыстныхъ расчетовъ,—все бы

увидели, что отецъ любить себя, а не сына,

и темъ самымъ уничтожаетъ свои права надъ

нимъ: ибо если нетъ любви, связывающей

отца съ детьми, то у детей нетъ и отца. Но

въ средше века думали объ этомъ иначе,

и отецъ считалъ евоимъ священнымъ пра-

вомъ быть деспотомъ, а сынъ— своей свя­

щенной обязанностью быть вещью дражай-

шаго родителя. Такъ думалъ нашъ Эдвинъ,

а потому и сдегъ съ горя въ постель,

ре­

шившись смертью окончить жизнь свою; но

прежде ему хотелось взглянуть на Эльвину,

которая, прииявъ его нослЬдшй вздохъ, то­

же не захотела больше жить и едва успела

добежать до своей матери, какъ и умерла.

Вотъ какъ любили прежде и какъ тогда опас­

но было «дражайшимъ родителямъ» разлу­

чать верный сердца! Но вместе съ гЬмъ

должно заметить, что въ то время, когда

появились на русскомъ языке обе эти бал­

лады, оне были важны для воспитанш въ

обществе человеческихъ чувствъ и не могли

не действовать на нравственное образова­

на новыхъ поколений.— Варвикъ, похити­

тель короны и убгйца своего царственнаго

воспитанника, законнаго наследника пре­

стола, наказанъ наводнешемъ; спасаясь въ

челноке, онъ принужденъ протянуть руку

утопающему младенцу—призраку погублен-

наго имъ царевича, который и увлекаетъ его