Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  180 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 180 / 734 Next Page
Page Background

351

С0ЧИНЕН1Я В. Г. ВВЛИНСКАГО.

352

этого рода поэзш, — больше же ничего не

подозревали. Но въ баллад!} Жуковскаго за­

ключался более глубоюй смыслъ, нежели

могли тогда думать. Баллада и романсъ—

народная песня среднихъ в'Ьковъ, прямое и

наивное выражеше романтизма феодальныхъ

временъ, произведенья по преимуществу ро-

мантическш. Первой балладой, обратившей

на Жуковскаго общее внимаше, была «Люд­

мила», передЬланная имъ изъ Бюргеровой

сЛеноры», которую онъ виослЬдстши пере-

велъ. «Ленора» доставила въ Гермаши гром­

кое имя своему творцу. Золотое то время,

когда подобными вещами можно снискивать

себе славу! Такое время миновалось даже

для Россш. Но «Людмила» Жуковскаго яви­

лась кстати: она имела успехе въ роде того,

какимъ воспользовались «Душенька» Богда­

новича и «Бедная Лиза» Карамзина. Для

русской публики все было ново въ этой бал­

ладе. Стихи, которыми она писана, для на­

шего времени уже не кажутся особенно по­

этическими; въ ней даже есть просто пло-

хче стихи, какихъ решительно нКтъ въ дру-

гихъ балладахъ Жуковскаго; но и «Люд­

мила» въ то время могла быть написана

только Жуковскимъ,—и стихи этой баллады

не могли не удивить всКхъ своей легкостью,

звучностью, а главное — своимъ складомъ,

совершенно небывалымъ, новымъ и ориги-

нальнымъ. Содержант баллады — самое ро­

мантическое, во вкусе среднихъ вековъ:

де­

вушка, узнавъ, что милый ея палъ на поле

битвы, ропщетъ на судьбу, и за то ее по-

стигаетъ страшное наказаше: милый прНз-

жаетъ за нею на коне и увозитъ ее — въ

могилу, и хоръ теней в о е т ъ надъ нею эту

моральную сентенщю:

Смертныхъ ропотъ безразсуденъ;

Царь всевышшй лравосуденъ,

Твой услышалъ стонъ Творецъ:

Часъ твой билъ, насталъ конецъ.

Было время (и оно давно-давно уже про­

шло для насъ), когда эта баллада доставляла

намъ какое-те сладостно-страшное удоволь-

ствш, и чемъ больше ужасала насъ, тЬмъ

съ большей страстью мы читали ее. Дети

нынешняго времени стали умнее,—и мы не

думаемъ, чтобъ теперь даже и между ними

могли найтись почитатели «Людмилы». А

между тКмъ, повторяемъ, она самое роман­

тическое произведете въ духе среднихъ в е­

ковъ. И если бы мы не помнили, какъ она

коротка казалась намъ во время оно, не­

смотря на свои двести пятьдесятъ два сти­

ха, — то не могли бы теперь довольно нади­

виться тому, какъ достало у поэта терпенш

и силы написать столь длинную балладу въ

такомъ роде... Но у всякаго времени свои

вкусы и привязанности. Мы теперь не ста-

немъ восхищаться «Бедной Лизой», одна­

ко жъ эта повесть въ свое время исторгла

много слезъ изъ прекрасныхъ глазъ, про­

славила Лизинъ Прудъ и испестрила кору

растущихъ надъ нимъ березъ чувствитель­

ными надписями- Старожилы говорятъ, что

вся читающая Москва ходила гулять на Ли­

зинъ Прудъ, что тамъ были и места свида­

нья любовниковъ, и мКста дуэлей. И много

было писано потомъ повестей въ такомъ роде;

но ихъ тотчасъ же забывали по прочтеши,

а до насъ не дошли даже и названш ихъ,—

знаке, что только талантъ умеетъ угадывать

общую потребность и тайную думу времеми.

Веб произведенш, которыми таланты угады­

вали и удовлетворяли потребности времени,

должны сохраняться въ исторш: это курга­

ны, указываюице на путь народовъ и на

места ихъ роздыховъ... Къ такимъ произве-

деншмъ принадлежитъ «Людмила» Жуков­

скаго. Сверхъ того романтизмъ этой балла­

ды состоитъ не въ одномъ нелепомъ содер­

жали ея, на изобретенье котораго стало бы

самаго дюжиннаго таланта, но въ фантасти-

ческомъ колорите красокъ, которыми ожи­

влена местами эта детски простодушная ле­

генда, и которыя свидетельствуютъ о та­

ланте автора. Таюе стихи, какъ, напримЬръ,

следуюшде, были для своего времени откро-

вешемъ тайны романтизма:

Слышу шорохъ тихихъ тЪней:

Въ часъ полуночныхъ видЪшй,

Въ дыме облака, толпой,

Прахъ оставя гробовой

Съ позднимъ месяца восходомъ,

Легкимъ, светлымъ хороводомъ,

Въ цепь воздушную свились—

Вотъ за ними понеслись;

Вотъ поютъ воздушны лики:

Будто въ листьяхъ павилики

Вьется леггай ветерокъ;

Будто плещетъ ручеекъ.

Или вотъ эта фантастическая картина ноч­

ной природы:

Вотъ и мЪсяцъ величавый

Всталъ надъ тихою дубравой:

То изъ облака блеснетъ,

То за облако зайдетъ;

Съ горъ простерты длины тени;

И лесовъ дремучихъ сени,

И зерцало зыбкихъ водъ,

И небесъ далегай сводъ

Въ

свгътлый сумракъ

облечены...

Спятъ пригорки отдаленны,

Боръ заснулъ, долина спитъ...

Чу!., полночный часъ звучитъ.

Потряслись дубовъ вершины;

Вотъ повеялъ отъ долины

Перелетный ветерокъ...

Скачетъ до полю ездокъ...

Таюе стихи вполне оправдываютъ вос­

торге и удивленье, которыми была некогда

встречена «Людмила» Жуковскаго: тогдаш­

нее общество безсознательно почувствовало

въ этой балладе новый духъ творчества, но­

вый мьръ поэзш—и общество не ошиблось.