Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  175 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 175 / 734 Next Page
Page Background

3 4 1

I. КРИТИЧЕСК1Я СТАТЬИ.

3 4 2

природы человека; ибо сердце составляетъ

основу, коренную почву его существованш,

а безъ любви и ненависти, безъ симпатаи и

антипатш человекъ есть призраки». Любовь—

поэзш и солнце жизни. Но горе тому, кто

въ наше время здаше счастья своего взду-

маетъ построить на одной только любви и

въ жизни сердца вознад'Ьется найти полное

удовлетворете всймъ своимъ стремленшмъ!

Въ наше время это значило бы отказаться

отъ своего челов'Ьческаго достоинства, изъ

мужчины сделаться—самцомъ! Мтръ дей­

ствительный им'Ьетъ равныя, если еще не

бблышя права на человека, и въ этомъ мь

ре человекъ является прежде всего сыномъ

своей страны, гражданиномъ своего отече­

ства, горячо принимающимъ къ сердцу его

интересы и ревностно поборающимъ, по ме­

ре силъ своихъ, его преуспевание на пути

нравственнаго развитая. Любовь къ челове­

честву, понимаемому въ его историческомъ

значенш, должна быть живоносной мыслью,

которая просвбтляла бы собой любовь его

къ родине. Историческое созерцанш должно

лежать въ основе этой любви и служить

указателемъ для деятельности, осуществля­

ющей эту любовь. Знате, искусство, граж­

данская деятельность—все это составляетъ

для современнаго человека ту сторону жи­

зни, которая должна быть только въ живой

органической связи съ стороной романтики,

или внутренняго задушевнаго м!ра челове­

ка,—но не заменяться ею. Если человекъ

захочетъ жить только сердцемъ, во имя од­

ной любви, и въ женщине найти цель и

весь смыслъ жизни,—онъ непременно дой-

детъ до результата, самаго противоположна-

го любви, т. е. до самаго холоднаго эгоиз­

ма, который живетъ только для себя и все

относитъ къ себе. Если, напротивъ, чело­

векъ, призревъ жизнью сердца, захотелъ

бы весь отдаться интересамъ общимъ,—онъ

или не избежалъ бы тайной тоски и чув­

ства внутренней неполноты и пустоты, или

если не почувствовалъ бы ихъ, то внесъ

бы въ мщъ высокой деятельности сухое и

холодное сердце, при которомъ не бываетъ

у человека ни высокихъ помысловъ. ни пло­

дотворной деятельности. Итакъ, эгоизмъ и

ограниченность, или неполнота—въ обеихъ

этихъ крайностяхъ; очевидно, что только

изъ гармоническаго ихъ соприкосновенш од­

ной другою выходитъ возможность полнаго

удовлетворен^, а следственно, и возмож­

ность свойственнаго и присущаго душе че­

ловека счастья, основаннаго не на песча-

номъ берегу случайности, а на прочномъ

фундаменте сознашя. Въ этомъ отношенш

мы гораздо ближе къ жизни древнихъ, чемъ

къ жизни среднихъ вековъ, и горазд?! вы­

ше техъ и другихъ. Ибо въ нашемъ идеа­

ле общество не угнетаетъ человека насчетъ

естественныхъ стремлешй его сердца, а

сердце не отрываетъ его отъ живой обще­

ственной деятельности. Это не значить,

чтобъ общество позволяло теперь человеку

между прочимъ и любиться, но это зна­

чить, что уже нетъ или по крайней мере

более не должно быть борьбы между сер­

дечными стремленшми и общественными

устройствомъ, примиренными разумно и сво­

бодно. И въ наше время жизнь и деятель­

ность въ сфере общаго есть необходимость

не для одного мужчины, но т о ч н о т а к ъ

ж е и для женщины: ибо наше время со­

знало уже, что и женщина т а к ъ же т о ч-

н о человекъ, какъ и мужчина, и сознало

это не въ одной теорш (какъ это же созна­

вали и средте века), но и въ действитель­

ности. Если же мужчине позорно быть сам­

цомъ на томъ основанш, что онъ—чело­

векъ, а не животное, то и женщине позор­

но быть самкой на томъ основанш, что она

—человекъ, а не животное. Ограничить же

кругъ ея деятельности скромностью и не­

винностью въ состояши девическомъ, спаль­

ней и кухней съ состоянш замужества (какъ

это было въ средше века)—не значить ли

это лишить ее правь человека, а изъ жен­

щины сделать самкой? Но, скажутъ намъ:

женщина—мать, а назначено: матери свято

и высоко, она—воспитательница детей сво­

ихъ. Прекрасно! Но ведь воспитывать не

значить только выкармливать и выняньчи-

вать (первое можетъ сделать корова или ко­

за, а второе нянька), но и дать направле­

н а сердцу и уму,—а для этого разве не

нужно со стороны матери характера, науки,

развитая, доступности ко всемъ чедовече-

скимъ интересамъ?... Нйтъ, мфъ знанш,

искусства, словомъ, мфъ общаго долженъ

быть столько же открыть женщине, какъ и

мужчине, на томъ основанш, что и она,

какъ и онъ, прежде всего—человекъ, а по-

томъ уже любовница, жена, мать, хозяйка,

и проч. Вследствш этого отношенш обоихъ

половъ къ любви и одного къ другому въ

любви делаются совсемъ другими, нежели

какими они были прежде. Женщина, кото­

рая умеетъ только любить мужа и детей

своихъ, а больше ни о чемъ не имеетъ по­

нятая и больше ни къ чему не стремится,

—такъ же точно смешна, жалка и недо­

стойна любви мужчины, какъ смешонъ, жа-

локъ и недостоинъ любви женщины мужчи­

на, который только на то и способенъ,

чтобъ влюбиться, да любить жену и детей

своихъ. Такъ какъ истинно-человеческая

любовь теперь можетъ быть основана толь­

ко на взаимномъ уваженш другъ въ друге

ч е л о в е ч е с к а г о д о с т о и н с т в а , а не

на одномъ капризе чувства и не на одной