Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  176 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 176 / 734 Next Page
Page Background

343

СОЧИНЕНШ В. Г. БЫИНСКАГО.

344

прихоти сердца,— то и любовь нашего вре­

мени им'Ьетъ уже совсЬмъ другой характеръ,

нежели какой имела она прежде. Взаимное

уважете другъ въ друге человеческого до­

стоинства производить равенство, а равен­

ство— свободу въ отношеншхъ. Мужчина пе-

рестаетъ быть властелиномъ, а женщина—

рабой, и съ об'Ьихъ сторонъ установляются

одинаковым права и одинаковый обязанно­

сти; посл'Ьднш, будучи нарушены съ одной

стороны, тотчасъ же не признаются более

и другой. Верность перестаетъ быть дол-

гомъ, ибо означаетъ только постоянное при-

сутствш любви въ сердце: нйтъ более чув­

ства— и верность теряетъ свой смыслъ; чув­

ство продолжается— верность опять не им’Ь-

етъ смысла: ибо что за заслуга быть в!р -

нымъ своему счастью!

Мы сказали выше, что романтизмъ на­

шего времени есть органическое единство

всЬхъ моментовъ романтизма, развивавша-

гося въ исторш человечества. Приступая къ

развито згой мысли, заметимъ прежде, что

теперь для всякаго возраста и для всякой

ступени сознанш должна быть своя любовь,

т. е. одинъ изъ моментовъ развитая роман­

тизма въ исторш. Смешно было бы требо­

вать, чтобъ сердце въ восемнадцать летъ

любило, какъ оно можетъ любить въ три­

дцать и сорокъ, или наоборотъ. Есть въ жи­

зни человека пора восточнаго романтизма;

есть пора греческаго романтизма; есть пора

романтизма среднихъ вековъ. И во всякую

пору человека сердце его само знаетъ, какъ

надо любить ему и какой любви должно оно

отозваться. II съ каждымъ возрастомъ, съ

наждой ступенью сознанш въ человеке из­

меняется его сердце. Измененю его совер­

шается съ болью и страдашемъ. Сердце

вдругъ охладбваетъ къ тому, что такъ го­

рячо любило прежде, и это охлаждеше по-

вергаетъ его во все муки пустоты, которой

нечемъ ему наполнить, —раскаяшя, которое

все-таки не обратить его къ оставленному

предмету,— стремленш, котораго оно уже бо­

ится, и которому оно уже не верить. И не

одинъ разъ повторяется въ жизни челове­

ка эта романическая исторш, прежде чемъ

достигнетъ онъ до нравственной возможно­

сти найти своему успокоенному сердцу на­

дежную пристань въ этомъ вечно-волную-

щемся море неопределенныхъ внугреннихь

стремлешй. И тяжело дается человеку эта

нравственная возможность: дается она ему

цёной разрушенныхъ надеждъ, несбывших-

ся мечташй, побятыхъ фантазий, цЬной уни-

чтожешя всего этого романтизма среднихъ

вековъ, который истнненъ только, какъ стре-

млеше, и всегда ложень, какъ осущесгвле-

ше! И не каждый достигаеть этой нрав­

ственной возможности; но |ббдьшая часть па-

даетъ жертвой стремленш къ ней, падаетъ

съ разбитымъ на всю жизнь сердцемъ, нося

въ себе, какъ проклятае, память о другоиъ

разбитомъ навсегда сердце, о другомъ на­

веки погубленномъ существоваши... И здесь-

то заключается неисчерпаемый источникъ

трагяческихъ положешй, печадьныхъ роман-

тическихъ исторШ, которыми такъ богата

современная действительность, наша грустная

эпоха, которой

недостаетъ еще силъ ни

оторваться совершенно отъ романтизма сред­

нихъ вековъ, ни возвратиться вновь и впол­

не въ обманчивым объятая этого обаятель-

наго призрака... Но иные спасаются отъ об­

щей участи времени, находя въ самомъ же

этомъ времени не всеми видимыя и не

всемъ доступный средства къ спасешю. Это

спасете возможно не иначе, какъ только

черезъ совершенное отрицаше неопределен-

наго романтизма среднихъ вековъ; одна­

ко жъ это не есть отрицаше отъ всякаго

идеализма и погружеше въ прозу и грязь

жизни, какъ понимаетъ ее толпа, но про-

светлёше идеей самыхъ простыхъ житей-

скихъ отношений, очеловечеше естествев-

ныхъ стремлешй Для человека нашего вре­

мени не можетъ не существовать прелесть

изящныхъ формъ въ женщине, ни обая­

тельная сила эстетически-страстнаго насла-

ждешя. И, несмотря на то, это будетъ не

одна чувственность, не одна страсть, но

вместе съ темъ и глубокое целомудренное

чувство, привязанность нравственная, связь

духовная, любовь души къ душе. Это бу­

детъ растете, котораго прекрасный и рос­

кошный цветъ проливаетъ въ воздухе аро-

матъ, а корень кроется во влажной и мрач­

ной почве земли. Восточная любовь осно­

вана на раздичш половъ: основание это ис­

тинно, и яедостатокъ восточной любви за­

ключается не въ томъ, что она начинается

чувственностью, но въ томъ, что она также

и оканчивается чувственностью. Мужчине

можно влюбиться только въ женщину, жен­

щине— только въ мужчину: следовательно,

половое различш есть корень всякой любви,

первый моментъ этого чувства. Грекъ обо-

жалъ въ женщине красоту, какъ только кра­

соту, придавая ей въ вечныя соиутницы

грацш. Основа такого воззрЬнш на женщи­

ну истинна и въ наше время, и надо иметь

дубовую натуру и заскорузлое чувство, чтобъ

смотреть, на красоту, не пленяясь и не тро­

гаясь ею; но одной красоты въ женщин! мало

для романтизма нашего времени. Романтизмъ

среднихъ вековъ пошелъ далее древнихъ въ

попятаи о красоте: онъ отказался отъ обожа-

нш красоты, какъ только красоты, и хотелъ

видеть въ пей душевное выражение. Но это

выр‘ажеше понялъ онъ до того неопределенно

и туманно, что'древняя пластическая кра-