Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  177 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 177 / 734 Next Page
Page Background

845

I. КРИТИЧЕСК1Я СТАТЬИ.

346

сота относилась къ идейду его красоты, какъ

прекрасная действительность къ прекрасной

мечте. Понятое нашего времени о красоте

выше созерцания дреЕНЯго и созерцанш сред­

нихъ вековъ: оно не удовлетворяется кра­

сотой, которая только что красота и больше

ничего, какъ эти прекрасный, но холодный

мраморный статуи гречесюя съ безцветными

глазами; но оно также далеко и отъ безплот-

наго идеала среднихъ вековъ. Оно хочетъ

видеть въ красоте одно изъ условШ, возвы-

шающихъ достоинство женщины, и вместе

съ темъ ищетъ въ лице женщины опреде-

леннаго выряжен ¡я, опредбленнаго харак­

тера, определенной идеи, отблеска опреде­

ленной стороны духа. Въ наше время умный

человекъ, уже вышедпнй изъ пеленъ фанта-

зш, не станетъ искать себе въ женщине

идеала всехъ совершенствъ, — не станетъ

потому, во-первыхъ, что не можетъ видеть

въ самомъ себе идеала всехъ совершенствъ,

и не захочетъ запросить больше, нежели

сколько еамъ въ состоянш дать, а во-вто-

рыхъ, потому, что не можетъ, какъ умный

человекъ, вгЬрить возможности осуществлен-

наго идеала всехъ совершенствъ, ибо онъ—

опять-таки какъ умный, а не фантази­

рующей человекъ, —знаетъ, что всякая лич­

ность есть ограничеше «всего» и исключете

«многаго», какими бы достоинствами она ни

обладала, и что самыя эти достоинства необхо­

димо предполагаютъ недостатки. Найти одну

или, пожалуй, несколько нравственныхъ сто-

ронъ, и уметь ихъ понять и оценить—вотъ

идеалъ р а з у м н о й (а не фантастической)

любви нашего времени. Красота возвышаетъ

нравственный достоинства; но безъ нихъ кра­

сота въ наше время существуете только для

глазъ, а не для сердца и души. Въ чемъ же

должны заключаться нравственныя качества

женщины нашего времени?—Въ страстной

натуре и возвышенно-простомъ уме. Страст­

ная натура состоите въ живой симпатш ко

всему, что составляетъ нравственное суще-

ствоваше человека; возвышенно-простой умъ

состоите въ простомъ пониманш даже высо-

кихъ предметовъ въ такте действительности,

въ смелости не бояться истины, ненабелен-

ной и ненарумяненной фантазшй. Въ чемъ

состоите блаженство любви по понятно на­

шего времени?—Въ наше время о полномъ

безусдовномъ счастш въ любви могутъ ме­

чтать только или отроки, или духовно-мало-

летнш натуры. Это, во-первыхъ, потому,

что м)ръ романтизма не можетъ вполне удо­

влетворить порядочнаго человека, а во-вто-

рыхъ, потому, что наше время какъ-то во­

обще неудобно для всякаго счастья, а темъ

менее для полнаго. Возможное счастье любви

въ наше время зависите отъ способности

дорожить одареннымъ благородной душой су-

ществомъ, которое, при сердечной симпатш

къ вамъ, столько же можетъ понимать васъ

такъ, какъ вы есть (ни лучше, ни хуже),

сколько и вы можете понимать его, и пони­

мать въ томъ, что составляетъ принадлежность

нравственнаго существованш человека. В и ­

деть и уважать въ женщине человека—не

только необходимое, но и главное услов(е

возможности любви для порядочнаго чело­

века нашего времени. Наша любовь проще,

естественнее, но и духовнее, нравственнее

любви всехъ предшествовавгаихъ эпохъ въ

развитой человечества. Мы не преклонимъ

коленъ передъ женщиной за то только, что

она прекрасна собой, какъ это делали греки;

но мы и не бросимъ ея, какъ наскучившую

намъ игрушку, лишь только чувство наше

насытилось обладашемъ. Это не значите,

чтобъ наше сердце не могло иногда охладе­

вать безъ причины; но для касъ нетъ боль-

шаго несчастш, какъ, взявъ на себя нрав­

ственную ответственность въ счастш жен­

щины, растерзать ея сердце, хотя бы и не­

вольно. Мы ни съ кймъ не станемъ драться,

чтобъ заставить кого-нибудь признать люби­

мую нами женщину за чудо красоты и добро­

детели, какъ это делали рыцари; но мы ува-

жаемъ ея действительный права и, не делая

ея своей царицей, не захотимъ видеть въ ней

не только свою рабу, но и низшее (почему-то)

насъ существо... Мы не увидимъ въ ней, какъ

въ средше вйка, какого-то безплотнаго су­

щества высшей природы, но вполне при-

знаемъ ее ч е л о в е к о м ъ . . . Мать нашихъ

детей, она не унизится, но возвысится въ

глазахъ нашихъ, какъ существо, свято вы­

полнившее свое святое назначена, и наше

понятое о ея нравственной чистоте и непо­

рочности не имеете ничего общаго сътемъ

грязно-чувственнымъ понятаемъ, какое нри-

давалъ этому предмету экзальтированный ро-

мантизмъ среднихъ вековъ: для насъ нрав­

ственная чистота и невинность женщины—

въ ея сердце, полноте любви, въ ея душе,

полной возвышенныхъ мыслей.. Идеалъ на­

шего времени—не д е в а идеальная и не­

земная, гордая своей невинностью, какъ ску-

пецъ своими сокровищами, отъ которыхъ ни

ему, ни другими не лучше жить на свете;

нетъ, идеалъ нашего времени—ж е н щ и н а,

живущая не въ мще мечтанШ, а въ действи­

тельности осуществляющая жизнь своего

сердца,—не такая женщина, которая чув­

ствуете одно, а делаете другое. Въ наше

время любовь есть идеальность и духовность

чувственнаго стремлешя, которое только ею

и можетъ быть законно, нравственно и чисто;

безъ нея же оно и въ самомъ браке есть уни-

жеше человеческаго достоинства, греховный

позоръ и растлеше женщины...

Много нужно было времени, битвъ, боре-