339
СОЧИНЕНЫ В. Г. БЬДИНОКАГО.
340
>
Пьяный и бешеный, онъ мстилъ ей за дур
ное расположены своего духа, онъ могъ бить
ее, равно какъ и свою собаку, въ сердцахъ
на дурную погоду, мешавшую ему охотиться.
При малМшемъ подозренш въ неверности
онъ могъ ее зарезать, удавить, сжечь, зарыть
живую въ землю, и—увы!—т а т я исторш не
были въ средны века слишкомъ редкими или
исключительными событиями! И вотъ она—
царица общества и повелительница храбрыхъ
и сильныхъ! И вотъ онъ — чудовищный и
нелепый романтизмъ среднихъ вековъ, столь
поэтичесшй, какъ с т р е м л е н 1 е , и столь
отвратительный, какъ о с у щ е с т в л е н а
н а д е л е ! Но довольно о немъ. Съ нимъ все
более или менее знакомы, ибо о немъ даже
и по-русски писано много. Но мы еще воз
вратимся къ нему, говоря о поэзш Жуков-
скаго.
Романтизмъ среднихъ вековъ не умиралъ
и не исчезалъ: напротивъ, онъ царить еще
надъ современнымъ намъ обществомъ, но
уже изменивппйся и выродившейся; а буду
щее готовить ему еще большее изменены.
Что же убило его въ томъ виде, въ какомъ
существовалъ онъ въ средше века?—Светъ
просвещены, разогнавппй въ Европе мракъ
невежества, —успехи цивилизацш, открыты
Америки, изобретены книгопечатаны и по
роха, римское право и вообще изучены клас
сической древности. Странное дело! Въ Тре
щи романтизмъ разрушилъ светлый мщъ
олимшйекихъ боговъ: ибо что же были уче
ны и таинства ялевзинскш, какъ не роман-,
тизмъ глубокомысленный и мистичесшй? Ту
манный, неопределенный предчувствы выс
шей духовной сущности, пробудившаяся въ
душе грековъ,—находились въ явной про
тивоположности съ резко-определеннымъ, яс-
нымъ, но въ то же время и внешнимъ мщомъ
олимшйекихъ боговъ. А такъ какъ сами боги
эти лишь по отцу исходили отъ духа, по ма
тери же, исключая Аполлона и Артемиды,—
рождены были изъ нйдръ земли, божества
довременно-титаническаго, то и духъ эдди-
новъ, не удовлетворяясь олимшйцами, обра
тился къ подземнымъ титаническимъ силамъ,
которыя такъ симпатически гармонировали
съ мщомъ его задушевной жизни, съ его
сердцемъ. Некогда попранное могущество
древнихъ титаническихъ боговъ возстало
теперь преображенное, пршвшее въ себя
всю жизнь души, неудовлетворявшейся ви-
димымъ. Это была та же древняя элементар
ная природа, но уже пришедшая въ гармо-
в т , проникнутая высшей духовностью, не
гибельная и пожирающая, но дружественная
человеку, сосредоточенная въ кроткихъ ми-
стическихъ образахъ Цереры и Вакха, кото
рые въ элевзинскихъ мистерыхъ являлись
уже божествами подземнаго ища, таинствен
ными и всеобъемлющими. Подъ влынымъ
элевзинскихъ таинствъ развилась поэзш
Эсхила, столь враждебная Зевсу, и поэзш
Эврипида,—развилась вся философы Грецш,
и въ особенности философы величайшаго изъ
романтиковъ — Платона. Следовательно, въ
Грещи романтизмъ, какъ выражены подзем-
ныхъ титаническихъ силъ, игралъ роль де
мона, подкопавшаго царство Зевеса. Въ но-
вомъ же мфе романтизмъ сталъ представи-
телемъ царства титаническаго, мрачнаго ц ар
ства страданий и скорби, ничемъ неутоли-
мымъ порывомъ сердца; а разрушителемъ
этого романтизма, демономъ сомнёны и от-
рицаны явилось царство Зевеса, т. е. цар
ство светлаго и свободнаго разума. Та же
исторш, только совершенно наоборотъ! Всемъ
известно, каше страшные удары нанесены
были среднимъ векамъ демономъ иронш!
Какое страшное въ этомъ отношены про
изведете «Донъ-Кихотъ» Сервантеса! Ре
форматское движете было явнымъ убШ-
ствомъ среднихъ вековъ. ХУШ векъ доре~
залъ его радикально. Этотъ умнейший и
величайппй изъ всехъ вековъ быдъ особен
но страшенъ для среднихъ вековъ...
Вследстзы страшныхъ потрясешй и уда-
ровъ, нанесенныхъ романтизму ХУШ-мъ
векомъ, романтизмъ явился въ наше время
совершенно перерожденнымъ и преображен-
нымъ. Романтизмъ нашего времени есть сынъ
романтизма среднихъ вековъ, но онъ же очень
сродни и романтизму греческому, Говоря
точнее, нашъ романтизмъ есть органическая
полнота и всецелость романтизма всехъ ве
ковъ и всехъ фазисовъ развиты человече-
скаго рода: въ нашемъ романтизме, какъ
лучи солнца въ фокусе зажигательнаго стек
ла, сосредоточились все моменты романтиз
ма, развившагося въ исторш человечества,
и образовали совершенно новое целое. Обще
ство все еще держится принципами стараго,
средне-вековаго романтизма, обратившаяся
уже въ пустыя формы за отсутствымъ умер
ш а я содержании но люди, имеюпце право-
называться «солью земли», уже силятся осу
ществить идеалъ н ова я романтизма. Наше
время есть эпоха гармоническая уравнове
шены всехъ сторонъ человеческая духа.
Стороны духа человеческая неисчислимы
въ ихъ разнообразш; но главныхъ сторонъ
только две: сторона внутренняя, задушевная,
сторона сердца, словомъ, р о м а н т и к а,—
и сторона сознающаго себя разума, сторона
о б щ а го, разумея подъ этимъ словомъ со-
четаше интересовъ, выходящихъ изъ сферы
индивидуальности и личности. Въ гармонш,
т. е. во взаимномъ сонрикосновенш одной
съ другою этихъ двухъ сторонъ духа, заклю
чается счастье современнаго человека. Ро
мантизмъ есть вечная потребность духовной