Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  173 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 173 / 734 Next Page
Page Background

3 3 7

I. КРИТИЧЕСК1Я СТАТЬИ.

3 3 8

ной, безпокойной деятельностью безъ цели

и результата. Хотели чувствовать дли того

только, чтобъ стремиться, желать—чтобъ же­

лать, а действовать—чтобъ не быть въ по­

кое. На тело смотрели не какъ на проявле­

н а и орудие духа, а какъ на вериги и тем­

ницу духа, не разделяли мнйнш древнихъ,

что только въ здоровомъ теле можетъ оби­

тать и здоровая душа, но, напротивъ, были

убеждены, что только изможденное и уста­

ревшее до времени тело могло быть ода­

рено ясновидйшемъ истины... Чудовищный

противореча* во всемъ! Дишй фанатизмъ

шелъ объ руку съ святотатствомъ; злодей­

ство и лрестунлеше сменялись покаяшемъ,

крайность котораго, казалось, превосходила

силы духа человеческаго; набожность и ко­

щунство дружно жили въ одной и той же

душе. Понято о чести сделалось краеуголь-

нымъ камнемъ общественнаго здашя; но

честь полагали въ форме, а не въ сущно­

сти: рыцарь, неявивнпйся на вызовъ смерти,

видели честь свою погибшей; но выходя на

болышя дороги грабить купечесше обозы,

онъ не боялся увидеть опозоренными гербъ

свой... Любовь къ женщине была воздухомъ,

которыми люди дышали въ то время. Жен­

щина была царицей этого романтическаго

м1ра. За одинъ взгляда ея, за одно ея

слово—умереть казалось слишкомъ ничтож­

ной жертвой, победить одному тысячи —

слишкомъ легкими деломъ. Проехать де­

сятки верстъ, на дороге помять бока и по­

ломать свои кости въ поединке, въ пролив­

ной дождь и бурю прост

/ЯТЬ

поди окномъ

«обожаемой девы», чтобъ только увидеть въ

окне промелькнувшую тень ея —казалось вы­

сочайшими блаженствомъ. Доказать, что

«дама его сердца» прекраснее и доброде­

тельнее всехъ женщинь въ мфй, доказать

это людями, которые никогда не видали его

дамы, и доказать ими это силой руки, гибко­

стью тела, лезвюмъ меча и острыми пики—

казалось для рыцаря священными деломъ.

Онъ смотрели на свою даму, накъ на суще­

ство безплотное; чувственное сгремлеше къ

ней онъ почелъ бы нрофанащей, грехомъ,

она была для него идеаломъ, и мысль о ней

давала ему и храбрость, и силу, Онъ призы­

вали ея имя въ битвахъ, онъ умирали съ ея

именемъ на устах ь. Онъ были ей веренъ всю

жизнь,—и если бъдля этой верности у него

не хватило любви въ сердце, онъ легко заме­

нили бы ее аффектацией. И эго страстно-

духовное, это трепетно-благоговейное обожа-

ше избранной «дамы сердца» нисколько не

мйшало жениться на другой или быть въ

самой греховной связи съ десятками другихъ

женщинь,—не мешало самому грубому, ци­

ническому раз ¡рату. То идеалъ, а то действи­

тельность: зачймъ же ими было мешать другъ

другу?.. Надо отдать въ одномъ справедли­

вость средними веками: они обожали кра­

соту, какъ и греки; но въ свое понято о

красоте внесли духовный элемеятъ. Греки

понимали красоту только какъ красоту строго­

правильную, съ изящными формами, ожи­

вленными гращей; красота среднихъ вековъ

была красотой не одной формы, но и какъ

чувственное вы; ажеше нравственныхъ ка-

чествъ, болйе д у х о в н а я , чЬмъ телес­

ная, — красота, для художественнаго возсо-

зданш которой скульптура была уже слишкомъ

бедными искусствомъ, и которую могла вос­

производить только живопись. Для грековъ

красота существовала въ цйломъ, и потому

ихъ статуи были наггя или полунаия; кра­

сота среднихъ вековъ вся была сосредото­

чена въ выраженш лица и глазъ. Нельзя не

согласиться, что понято среднихъ вековъ о

красоте—более романтическое и болйе глу­

бокое, чймъ понято древнихъ. Но средте

века и туть не умели не исказить деда край­

ностью и преувеличешемъ: они слишкомъ

любили туманную неопределенность выраже­

нья въ лице женщины, и въ ихъ картинахъ

она является какъ будто совсймъ безъ формъ,

совсймъ безъ тела, какъ будто тенью, при-

зракомъ какими-то. Въ понятш о блаженстве

любви среднщ вйка были дтмегрально про­

тивоположны греками. Вступить въ любов­

ную связь съ дамой сердца —значило бы тогда

осквернить свои свагМппя и задущевнййипя

вйровашя; вступить съ ней въ бракъ —уни­

зить ее до простой женщины, увидеть въ

ней существо земное и телесное... Да соеди­

нен^ съ любимой женщиной и не казалось

тогда какой-то необходимостью. Любили для

того, чтобъ любить, и мистика сердечныхъ

движешй огъ мысли любить и быть люби­

мыми была саиымъ полными удовлегворе-

теми любви и наградой за любовь. Если бъ

конюхи влюбился въ дочь гордаго барона, -

его ожидало бы неземное счастье, небесное

блаженство; они даже не хотели бы и знать,

любятъ ли его: для него достаточно было

сознанля, что онъ любить. Вотъ уже подлин­

но счастье, котораго не могла лишить судьба,

сокровище, котораго никто не могъ похи­

тить!.. И хорошо делали тй, которые ограни­

чивалась платоническими обожантмъ молча,

съ фантазшми про себя: бракь всегда бы­

вали гробомъ любви и счастья. Вбдная де­

вушка, сдйлавшясь женой, променивала свою

корону и свой скипегръ на оковы, изъ ца­

рицы становилась рабой, и въ своемъ муже,

дотолй преданнейшими рабй ея прихотей,

находила деспотических) властелина и гроз-

наго судью. Безусловная покорность его

грубой и дикой волй делалась ея долгими,

безропотное рабство — ея доброд(тгелыо, а

терпйше — единственной опорой

въ

жизни

.