Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  172 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 172 / 734 Next Page
Page Background

335

СОЧИНЕНЫ В Г. БВДИНСКАГО.

336

въ тартаръ, но однъ изъ нихъ —Прометей,

предсказадъ падете самого Зевеса. Этотъ

миеъ о вечной борьбе титаническпхъ силъ

съ небесными глубоко знаменателенъ: ибо

онъ означаетъ борьбу естественныхъ, сер-

дечныхъ стремлешй человека съ его разум­

ными сознашемъ, и хотя это разумное созна-

ше, наконецъ, восторжествовало въ образе

олимшйскихъ боговъ надъ титаническими

силами естественныхъ и сердечныхъ стремле-

нШ,— но оно не могло уничтожить ихъ, ибо

титаны были безсмертяы подобно олимшй-

цамъ; — Зевесъ только могъ заключить ихъ

въ подземное царство вечной ночи, оковавъ

цепями, но и оттуда они успели же, нако­

нецъ, потрясти его могущество. Глубоко зна­

менательная мысль лежитъ въ основе Со-

фокловой «Антигоны». Героиня этой траге-

дш падаетъ жертвой любви своей къ брату,

враждебно столкнувшейся съ закономъ гра­

жданскими: ибо она хотела погребсти съ че­

стью тЬло своего брата, въ которомъ предста­

витель государства вид’Ьлъ врага отечества

и общественнаго спонойствы. Эта страшная

борьба романтическаго элемента съ элемен­

тами редипозными, государственными и мы­

слительными,— борьба, въ которой заклю­

чается главный источники страдашй беднаго

человечества, кончится тогда только, когда

свободно примирятся божества титаничесшя

съ божествами олимтйскими. Тогда наста-

нетъ новый золотой вЪкъ, который столько

же будетъ выше нерваго, сколько состоите

разумнаго сознаны выше состояны есте­

ственной, животной непосредственности. Са­

мый мистичесшй, следственно, самый ро-

мантичесшй поэтъ Грецы были Гезюдъ—

одинъ изъ первоначадьныхъ поэтовъ Эллады;

и потоми самый романтичесюй поэтъ Грещи

былъ трагики Эврипидъ —одинъ изъ послйд-

нихъ ея поэтовъ.

Впрочемъ, романтизмъ не былъ преобла­

дающими элементомъ въ жизни грековъ: онъ

даже подчинялся у нихъ другому, болйе

преобладающему элементу— общественной и

гражданской жизни. Поэтому романтизмъ

гречесшй всегда ограничивался и уравнове­

шивался другими сторонами эллинскаго духа

и не могъ доходить до крайностей нелепаго.

Изъ миеовъ Тантала и Сизифа видно, какъ

чуждо было духу греческому остановиться

на идей неопределеннаго стремлешя. Тан-

талъ мучится въ подземномъ мфе безко-

нечно ненасытимой жаждой; Сизифъ дол-

женъ безпрестаннэ падаюпцй тяжшй камень

поднимать снова; эти наказаны, такъ же

какъ и самыя титаничесшя силы, имеютъ

въ себе что-то безмерное, тяжко-безконеч-

ное; въ нихъ выражается ненасытимость

внутренне-личнаго естесгвеннаго вожделены,

которое въ своемъ безпрерывномъ повторе­

ны не достигаетъ до спокойствы удовле­

творены: ибо божественный смыслъ грековъ

понимали пребывате въ неопределенномъ

стремленш не какъ высочайшее божество,

въ смысле новейшей романтики, но какъ

прокляты, и заключили его въ тартаръ.

Не такими является романтизмъ въ сред­

ше вйка. Хотя романтизмъ есть общее духу

человеческому явлете, во все времена и для

всехъ народовъ присущее, но онъ считается

какой-то исключительной принадлежностью

среднихъ вековъ и даже носитъ на себе

имя народовъ р о м а н с к а г о происхожде-

ны, игравшихъ главную роль въ эту великую

и мрачную эпоху человечества. И это про­

изошло не отъ ошибки, не отъ заблуждены:

сродны века— действительно романтичесше

по превосходству. Въ Грещи, какъ мы ви­

дели, романтизмъ былъ силой мрачной,

всегда движущейся, вечно борющейся съ

богами Олимпа и вечно держащей ихъ въ

страхе; но эта сила всегда была побеждаема

высшей силой олимшйскихъ божесгвъ: въ

средше века, напротивъ, романтизмъ соета-

влялъ безпримерную, самобытную силу, ко­

торая, не будучи ничемъ ограничиваема,

дошла до последнихъ крайностей противо­

р еч а и безсмыслицы. Этимъ етраннымъ

мщомъ среднихъ вековъ управлялъ не раз-

умъ, а сердце и фантазы. Казалось, что

мщъ снова сделался добычей разнузданныхъ

элементарныхъ силъ природы: сорвавппеся

съ цЬпей титаны снова ринулись изъ тар­

тара и овладели землей и небомъ,— и надъ

всемъ этимъ снова распростерлось мрачное

царство хаоса... Всего удивительнее, что это

движете совершалось въ противореча съ

своимъ сознашемъ. Олимшйскы силы у гре­

ковъ выражали о б щ е е и б е з у с л о в н о е ,

а титаничесшя были представителями ин-

д и в и д у а л ь н а г о , л и ч н а г о начала. Въ

средше века все начала назывались чу­

жими, противоположными имъ именами. Дви­

ж ете ихъ было чисто сердечное и страст­

ное, а совершалось оно не во имя сердца

и страсти, а во имя духа; движете это раз­

вило до последней крайности значеше чело­

веческой личности, совершилось же оно не

во имя личности, а во имя самой общей,

безусловной и отвлеченной идеи, для выра­

жены которой недоставало словъ— ихъ за­

меняли символы и условный формы. Въ этомъ

странномъ М1Ре безумш было высшей муд­

ростью, а мудрость— буйствомъ; смерть была

жизнью, а жизнь — смертью, и мгръ распался

на два мща— на презираемое з д е с ь и не­

определенное таинственное т а м ъ. Все жило

н дышало чувствомъ безъ действительности,

порыватемъ безъ достижешя, стремлешемъ

безъ удовлетворены, надеждой безъ совер­

шены, желашемъ безъ выполнены, страст-