333
I. КРИТИЧЕСКИ! СТАТЬИ.
334
чтобъ страшно мстить за нее,—что же это
такое, если не романтизмъ? А тЪнь несчаст
ливца Патрокла, явившаяся Ахиллу во снЬ?
Только Пелидъ на берегу неумолкно-шумя-
щаго моря
Тяжко стенящШ лежалъ, окруженный толпой
мирмидонянъ,
Ницъ на полян’Ь, гдЪ волны лишь шумныя
билися въ берегъ,
Тамъ надъ Пелидомъ сонъ, сердечпыхъ тре-
вогъ укротитель,
Оладий разлился: герой истомилъ благород
ные члены,
Гектора быстро гоня подъ высокой ст'Ьной
Илюна.
Тамъ Ахиллесу явилась душа несчастливца
Патрокла,
Призракъ, величшмъ съ нимъ и очами пре
красными сходный;
Та жъ и одежда,
и голосъ тотъ самый, сердцу
знакомый...
Т4нь Патрокла умоляетъ Ахилла о погребе
ны и о томъ еще, когда придетъ часъ Ахилла,
то чтобъ кости ихъ покоились въ одной
урне... Ахиллъ отв'Ьчаетъ возлюбленной тйни
радостной готовностью совершить ея «за
веты крйпте» и молитъ ее приблизиться къ
нему для дружнаго объяты...
Рекъ, и жадныя руки любимца обнять рас-
простеръ онъ;
Тщетно:
душа Мекетида, какъ облако дыма,
сквозь землю
Съ воемъ ушла.
И вскочилъ Ахиллъ, пора
женный видЪньемъ,
И руками всплеснулъ, и печальный такъ го
ворить онъ:
„Боги! такъ подлинно есть и въ аидовомъ
домЪ подземномъ
„Духъ человека и образъ, но онъ совершен
но безплотный!
„Целую ночь, я видЪлъ, душа несчастливца
Патрокла
„Все надо мною стояла, стенаюнцй, плачупцй
призракъ;
„Все мне заветы твердила, ему совершенно
подобясь!“
Это ли не романтизмъ?
А старецъ Пршмъ, лобызаюпцй руки убШ-
цы детей своихъ и умоляюнцй его о выкупе
Гекторова тЬла?
Старецъ, никЪмъ непримеченный, входитъ
въ покой и, Пелиду
Въ ноги упавъ, обымаетъ колена и руки
цЪлуетъ,
Страшныя руки, детей у него погубивппя
многихъ...
„Вспомни отца своего, Ахиллесъ, безсмерт-
нымъ подобный,
„Старца такого жъ, какъ я на порога ста
рости скорбной!
„Можетъ быть, въ самый сей мигъ, и его окру
живши, сосЪди
„Ратью гЬснятъ, и некому старца отъ горя
избавить...
„Но по крайней онъ мере, что живъ ты, и
зная и слыша,
„Сердце тобой веселить и вседневно льстится
надеждой
„Милаго сына узреть, возвратившагося въ
домъ изъ-подъ Трои,
„Я же, несчастнейший смертный, сыновъ воз
растать браноносныхъ
„Въ Трое святой, и изъ нихъ ни единаго
мне не осталось!
„Я пятьдесятъ ихъ им'Ьлъ при нашествш ра
ти ахейской:
„Ихъ девятнадцать братьевъ отъ матери бы
ло единой;
„Прочихъ родили друпя любезныя жены въ
чертогахъ:
„Многимъ Арей истребитель сломилъ имъ
несчастнымъ колена,
„Сынъ остался одинъ, защищать онъ и градъ
нашъ, и гражданъ;
„Ты умертвилъ и его, за отчизну сражавше
гося храбро
„Гектора! Я для него прихожу къ кораблямъ
мирмидонскимъ;
„Выкупить тело его, приношу драгоценный
я выкупъ.
„Храбрый, почти ты боговъ, надъ моимъ зло-
получшмъ сжалься,
„Вспомнивъ Пелея родителя! я еще более жа-
локъ!
„Я испытую, чего на земле не испытывалъ
смертный;
„Мужа, убийцы дгьтей моихъ,руки къ устамъ
прижимаю
/“
Такъ говоря, возбудилъ объ отце въ немъ
печальныя думы;
За руку старца онъ взявъ, отъ себя откло-
нилъ его тихо.
Оба они вспоминая: Пр1амъ знаменитаго сына,
Горестно плакалъ у ногъ Ахиллесовыхъ въ
прахе простертый;
Царь Ахиллесъ, то отца вспоминая, то друга
Патрокла,
Плакалъ—и горестный стонъ ихъ кругомъ
раздавался по дому.
Заключимъ наши указаны на романтизмъ
гречесюй прекрасной эпиграммой, переве
денной Батюшковымъ же изъ греческой ан-
тологы; она называется - «Яворъ къ Про
хожему»:
Смотрите, виноградъ кругомъ меня какъ
вьется!
Какъ любить мой полуистлевшей пень;
Я некогда ему давалъ отрадну тень;
Завяль: но виноградъ со мной не разстается.
Зевеса умоли,
ПрохожШ, если ты для дружества способенъ,
Чтобъ другъ твой моему былъ некогда по-
добенъ
И пепелъ твой любилъ, оставшись на земли.
Въ основ'!; всякаго романтизма непременно
лежитъ м и с т и ц и з м ъ , бол-!;е или меиЬе
мрачный. Это объясняется тЪмъ, что пре-
обладаюшдй элементъ романтизма есть веч
ное и неопределенное стремлеше, не уничто
жаемое никакимъ удовлегворешемъ. Источ
ники романтизма,—какъ мы уже заметили
выше, — есть таинственная внутренность
груди, мистическая сущность бьющагося
кровью сердца. Поэтому у грековъ все бо
жества любви и ненависти, симпаты и анти
паты были божества подземный, титани-
ческш, дети Урана (неба) и Геи (земли), а
Уранъ и Гея были дети Хаоса. Титаны долго
оспаривали могущество боговъ олимшйскихъ,
и хотя громами Зевеса они были низринуты