Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  169 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 169 / 734 Next Page
Page Background

3 2 9

1. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.

8 3 0

званную а н т э р о с ъ (взаимную любовь), и

разсказываетъ услышанную имъ отъ жителей

того м'Ьста легенду о происхожденш этой

статуи. Одинъ юноша, тронутый необыкно­

венной красотой другого, почувствовадъ къ

нему непреодолимо страстное стремлеше.

ВстрЬтивъ въ отв’Ьтъ на свое чувство совер­

шенную холодность и напрасно истощивъ

мольбы и стоны къ ея побйжденго, онъ бро­

сился въ море и погибъ въ немъ. Тогда пре­

красный юнеша, вдругъ проникнутый и по­

раженный силой возбужденной имъ страсти,

почувствовалъ къ погибшему такое сожадйше

и такую любовь, что и самъ добровольно

погибъ въ волнахъ того же моря. Въ честь

обоихъ погибшихъ и была воздвигнута ста­

т у я— антэросъ.

У грековъ была не одва Венера, но три:

Уранш (небесная), Пандемосъ (обыкновен­

ная) и Апострофш (предохраняющая или

отвращающая). Значеше первой и второй

понятно безъ объяснешй; значеше третьей

было— предохранять и отвращать людей отъ

гибельиыхъ злоупотреблешй чувственности.

Изъ этого видно, что нравственное чувство

всегда лежало въ самой основй нацшналь-

наго эллинскаго духа. Однако жъ это ни­

сколько не противоречишь тому, что преобла-

даюнцй элементъ ихъ любви было неукроти­

мое, страстное стремлеше, требовавшее или

удовлетворен^, или гибели. Поэтому они

смотрйли на Эрота, какъ на бога страшнаго и

жестокаго, для котораго было какъ бы забавой

губить людей. Множество трагическихъ ле-

гендъ любви у грековъ вполне оправдываешь

такой взглядъ на Эрота— это маленькое кры­

латое божество съ коварной улыбкой на мла-

денческомъ лице, съ гибельнымъ лукомъ въ

руке и страшнымъ колчаномъ за плечами.

Кому не известно предаше о любви Сафо

къ Фаону и о скале Левкадской? А сколько

легендъ о страстной любви между братьями и

сестрами,— любви, которая оканчивалась или

смертью безъ удовлетворешя, или казнью

раздраженныхъ боговъ въ случай преступ-

наго удовлетворений Овидий передалъ по­

томству ужасную легенду о такой любви до­

чери къ отцу. Старая няня несчастной ввела

ее въ темноте на ложе отца, упоеннаго ви-

номъ и неподозрйвавшаго истины,— и сперва

Эвмениды, а потомъ превращеше было на-

казашемъ боговъ, постигшими несчастную.

Но сколько грацш и гуманности въ грече­

ской любви, когда она увенчивалась закон­

ной взаимностью! Недаромъ въ прелестномъ

мие£ Эрота и Психеи греки выразили по­

этическую мысль брачнаго сочетания любви

съ д у шо й !

ПавзанШ разсказываетъ о

с т а т у й

с т ы д л и в о с т и

трогательную,

исполненную души и грацш романтическую

легенду. Статуя эта изображала девушку,

которой преклоненная голова была накрыта

покрываломъ. Вотъ смыслъ этой статуи: когда

Одиссей, женившись на Пенелопе, решился

возвратиться изъ Лакедемона въ Итаку,

Икаръ, престарелый царь, тесть его, не вы­

нося мысли о разлук'Ь съ дочерью, со сле­

зами умолялъ его остаться. Удиссъ уже го­

товь былъ взойти на корабль,— старецъ палъ

къ его ногамъ. Тогда Улиссъ сказалъ ему,

чтобы онъ спросидъ свою дочь, кого она вы-

беретъ между ними— отца или мужа; Пене­

лопа, не говоря ни слова, покрылась нокры-

валомъ,— и старецъ изъ этого безмолвнаго

и гращозно-женсткеннаго ответа понялъ,

что мужъ для нея дороже отца, хотя страхъ

и нежеланш оскорбить чувство родительской

любви и сковали уста ея... Это романтизмъ!

Въ учеши вдохновеннаго философа, боже-

ственнаго Платона, греческое созерцаше

любви возвышается до небеснаго просвет-

лйнш, такъ что ничего не оставляеть въ

победу надъ собой среднимъ вйкамъ, этой

удьтра-романтической эпохе...

„Наслаждеше красотой (гово]1Итъ этотъ ве­

личайший романтикъ не только древней Грещи,

но и всего мща) въ этомъ м!р,Ь возможно въ

человЪкЪ только по воспоминание той единой,

истинной и совершенной красоты, которую ду­

ша припоминаетъ

себЪ

въ первоначальной ея

родинЪ. Вотъ почему зрЪлище прекраснаго на

земл'Ь, какъ воспоминайте о красотЪ горней,

способствуетъ тому, чтобъ окрылять душу къ

небесному и возвращать ее къ божественному

источнику всякой красоты... Красота была свЪт-

лаго вида въ то время, когда мы счастливымъ

хоромъ следовали за Дшмъ, въ блаженномъ

видЪнш и созерцанш, друпе лее — за другими

богами, мы зрЪли и совершали блаженнейшее

изъ вс'Ьхъ таинствъ; прюбгцались ему всецелые,

непричастные б’Ьдствтямъ, который въ позднее

время насъ посетили; погружались въ видЪнш

совершенный, простыл, не страшныя, но ра­

достный, и созерцали ихъ въ свете чистомъ,

сами будучи чисты и незапятнаны темъ, что

мы, ныне влача съ собой, называемътеломъ, мы,

заключенные въ него какъ въ раковину... Кра­

сота одна получила здесь этотъ жребШ быть

пресветлой и достойной любви. Не вполне по­

священный, развратный стремится къ самой

красоте, не взирая на то, что носить ея имя;

онъ не благоговеетъ передъ ней, а подобно

четвероногому ищетъ одного чувственнаго на-

слалсдешя, хочетъ слить прекрасное съ своимъ

теломъ... Напротивъ того, вновь посвященный,

увидевъ богамъ подобное лицо,, пзобраясающее

красоту, сначала трепещешь; его объемлетъ

страхъ; потомъ, созерцая прекрасное, какъ

бога, онъ обожаетъ и, если бы не боялся, что

назовутъ его безумнымъ. онъ принесъ бы

жертву предмету любимому...“

Нельзя не согласиться, что никогда ро­

мантизмъ не является въ такомъ лучезарномъ

и чистомъ свйтй своей духовной сущности,

какъ въ этихъ словахъ величайшаго изъ

мудрецовъ к л а с с и ч е с к о й древности...

Но все это показываешь только глубо-

кость оллинскаго духа, часто въ еозерца-

ншхъ своихъ опережавшаго самого себя, и