Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  168 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 168 / 734 Next Page
Page Background

327

С0ЧИНЕН1Я В. Г. БЪЛИНСКЛГО.

328

сердцемъ, мьтслятъ однимъ и тЬмъ же раз-

умомъ. Это различи въ характере чувства и

мысли вытекаетъ изъ природы человека и

существуетъ для каждаго: оно связано съ его

неизбежными свойствомъ расти, мужать и

стараться физически. Но челов'Ькъ им'Ьетъ

не одно только значете существа индиви-

дуальнаго и личнаго. Кроме того онъ еще

членъ общества, гражданинъ своей земли,

принадлежи™ къ великому семейству чело-

вЬческаго рода. Поэтому онъ—сынъ времени

и воспитанники исторш: его образъ чувство-

ванш и мышлешя видоизменяется сообразно

съ общественностью и нацюнальностью, къ

которымъ онъ принадлежи™, съ историче-

скимъ состояшемъ его отечества и всего

челов1;ческаго рода. Итакъ, чтобъ вернее

определить значете романтизма, мы должны

указать на его историческое развитае. Роман-

тизмъ не принадлежитъ исключительно одной

только сфере любви: любовь есть только одно

изъ существенныхъ проявлешй романтизма.

Сфера его, какъ мы сказали,—вся внутрен­

няя, задушевная жизнь человека, та таин­

ственная почва души и сердца, откуда поды­

маются все неопределенный стремлешя къ

лучшему и возвышенному, стараясь находить

себе удовлетворен]е въ идеалахъ, творимыхъ

фантазшй. Здесь для примера укажемъ только

на то, какъ проявлялась любовь— по пре­

имуществу романтическое чувство— въ исто-

рическомъ движенш человечества.

Востокъ— колыбель человечества и цар­

ство природы. Человекъ на Востоке—сынъ

природы: младенцемъ лежитъ онъ на груди

ея и старцемъ умираета на ея же груди. Вос­

токъ и теперь остался веренъ основному

закону своей жизни— естественности, близкой

къ животности. Любовь на Востоке навсегда

осталась въ первомъ моменте своего про­

явлении тамъ она всегда выражала и теперь

ныражаетъ не более, какъ чувственное, на

природе основанное, етремлеше одного пола

къ другому. Само собой разумеется, что пер­

вый и основной смыслъ любви заключается

въ заботливости природы о поддержанш и

размноженш рода человеческаго. Но если бъ

въ любви людей все ограничивалось только

этимъ расчетомъ природы,— люди не были

бы выше животныхъ. Следственно, это чув­

ственное етремлеше въ любви человека одного

пола къ человеку другого пола есть только

одинъ изъ элементовъ чувства любви, его

первый моментъ, за которымъ въ развитая

следую™ высппе, более духовные и нрав­

ственные моменты. Востоку суждено было

остановиться на первомъ моменте любви к

въ немъ найти полное осуществлеше этого

чувства. Отсюда вытекаетъ с е м е й с т в е н ­

н о с т ь , какъ главный и основной элемента

жизни восточныхъ народовъ. Иметь потом­

ство— первая забота и высочайшее блажен­

ство восточнаго жителя; не иметь детей—

это для него знамеше небеснаго проклятая,,

нравственнаго отвержешя. По закону ¡удей -

скому, безшюдныя женщины были побиваемы

каменьями, какъ преступницы. Отцы тамъ

женили сыновей своихъ еще отроками; брата

долженъ былъ жениться на вдове своего

брата, чтобы «возстановнгь семя своему

брату». Отсюда же выходить и восточная

полигамш (многоженство). Гаремы существо­

вали на Востоке всегда, и ихъ нельзя счи­

тать исключительно принадлежащими исла­

мизму. Обитатель Востока смотритъ на жен­

щину, какъ на жену или какъ на рабыню,

но не какъ на женщину, потому что отъ жен­

щины мужчина всегда добивается взаим­

ности, какъ необходимаго условш счастливой

любви,—отъ жены или рабы онъ требуетъ

только покорности. Для него—это вещь, очень

искусно приноровленная самой природой для

его наслажденш: кто же станетъ церемо­

ниться съ вещью? Миеы—самое верное

свидетельство романтической жизни наро­

довъ. Въ миеахъ Востока мы не находимъ

еще ни идеала красоты, ни идеала женщины.

Вей

миеы по преимуществу выражаютъ одно

неутолимое вожделенье, —одно чувство: сладо-

страетае,— одну идею: вечную производитель­

ность природы.

Гораздо выше романтизмъ гречесюй. Въ

Грец{и любовь является уже въ высшемъ

моменте своего развитая: тамъ она—чув­

ственное етремлеше, просветленное и одухо­

творенное идеей красоты. Тамъ уже въ еа-

момъ начале миоическаго сознанш за явле-

шемъ Эроса (любви, какъ общей сущности

мщовой жизни) тотчасъ следуетъ рождеше-

Афродиты— красоты женской. Афродита соб­

ственно была не богиней любви, но богиней

красоты. Когда родилась она изъ волнъ мор-

скихъ и вышла на берегъ, къ ней сейчасъ при­

соединились л ю б о в ь и же л а н 1 е . Этотъ

грацюзный миоъ достаточно объясняетъ со­

бой сущность и характеръ эллинскаго поня­

тая объ отношеншхъ обоихъ половъ. Грекъ

обожалъ въ женщине красоту, а красота уже-

порождала любовь и желаше; следовательно,

любовь и желаше были уже результатомъ.

красоты. Отсюда понятно, какъ у такого

нравственно-эстетическаго народа, какъ гре­

ки, могла существовать любовь между муж­

чинами, освященная миеомъ Ганимеда,—

могла существовать не какъ крайшй разврата

чувственности (единственное условш, подъ

которымъ она могла бы являться въ наше

время), а какъ выражеше жизни сердца.

Примёры такой любви были очень нередки у

грековъ. Вотъ одинъ изъ самыхъ порази-

тельныхъ. Павзашй говоритъ, что онъ на-

гаелъ въ одномъ месте статую юноши, на-