Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  167 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 167 / 734 Next Page
Page Background

325

I. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.

326

всегда какъ-то вместе ложатся подъ перо

критика и историка русской литературы.

Батюшковъ имеете важное значеше въ рус­

ской литератур!;—конечно, не такое, какъ

Жуковсшй, но теми не мен-Ье самобытное.

Онъ явился на поприще несколько позже

Жуковскаго и занимаетъ место въ литера­

тур!; тотчасъ после него. Поэтому весьма

удобно определить его значеше (не те­

ряясь въ иодробностяхъ) въ одной статье

съ Жуковскимъ —что и постараемся мы сде­

лать теперь.

Жуковсшй ввелъ въ русскую поэзш ро­

м а н т и з м ъ. Что же такое романтизмъ во­

обще и романтизмъ Жуковскаго въ особен­

ности? Воте вопроеъ, отъ реш етя кото-

раго зависитъ определен^ значешя, какое

имеетъ Жуковсшй въ русской литературе...

У насъ много говорили, толковали и спо­

рили о романтизме. «Московский Телеграфъ»

были журналомъ, какъ бы издававшимся для

романтизма,—а журнадъ этотъ еущество-

валъ съ 1825 по 1834 годъ. Но если толки

о романтизме кончились на Руси съ «Мо-

сковскимъ Телеграфомъ», то начались они

гораздо раньше, именно въ исходе второго

десятилетш текущаго столетш. Но отъ всего

этого вооросъ не уяснился, и романтизмъ

попрежнему остался таинствеинымъ и за-

гадочнымъ предметомъ. Его поняли, какъ

противоположность французскому псевдо­

классицизму. Отсюда естественно вышла

ошибка: какъ подъ классицизмомъ разумели

известную условную форму искусства, такъ

подъ романтизмомъ стали разуметь наруше­

н а правилъ этой условной формы. И по­

тому, кто соблюдали въ трагедш знаменитый

три единства, героями ея делаль только ца­

рей и ихъ наперсниковъ, заставляя ихъ

говорить напыщенно и важно,—тотъ счи­

тался классикомъ; кто же въ своей драме

переносили действщ изъ одного места въ

другое, на несколькихъ страницахъ сосредо­

точивали событ;е, совершившееся въ проме­

жутке не одного десятка летъ, число актовъ

-своей драмы не хотели ограничивать завет­

ной суммой пяти, а действующими лицами

въ ней дозволяли быть людямъ всякаго зва-

шя, — тотъ считался ультра - романтикомъ.

Взглядъ «Телеграфа» на романтизмъ былъ

именно таковъ. Лучшими доказательствомъ

этого служить теперешшя драматичесшя из­

делия бывшаго издателя «Московскаго Теле­

графа»: подобно классическими трагедшмъ

добраго стараго времени, драмы Полевого

такъ же точно сколки и рабсшя коти,

только съ другихъ образцовъ, и въ нихъ не

видно даже таланта подражательности, а

видна одна способность передразнивания и

-смелаго заимствовашя,—между теми какъ

именно передразнивание и заимствована

ставили Полевой въ непростительный трехъ

псевдо-классическими поэтами. Очевидно,

что онъ классицизмъ и романтизмъ пола­

гали во внешней форме. Пушкина поэмы,

мелшя стихотворенья, самая фактура стиха,—

все было ново и нисколько не походило на

образцы существовавшей до него русской

поэзш: и за это-то именно Полевой вместе

съ другими провозгласили Пушкина роман­

тикомъ, нисколько не подозревая романтика

въ Жуковскомъ.

Действительно, у романтической поэзш

необходимо должна быть своя форма, не по­

хожая на форму классической, но это по­

тому, что всякая оригинальная идея имеетъ

свою, ей присущую, оригинальную форму,

всяшй самобытный духи является въ свой­

ственной ему самобытной личности. Одна­

ко жъ какъ форма есть твореяш явившагося

въ ней духа, то, отправляясь отъ формы,

никогда нельзя постичь заключеннаго въ ней

духа; наоборотъ, только отправляясь отъ

духа, можно постичь и самый духи, и выра­

зившую его форму. Поэтому сущность роман­

тизма заключается въ его идее, а не въ про-

извольныхъ случайностяхъ внешней формы.

Романтизмъ — принадлежность не одного

только искусства, не одной только поэзш;

его источники въ томъ, въ чемъ источники

и искусства, и поэзш—въ жизни. Жизнь

тамъ, где—человеки, а где человеки, тамъ

и романтизмъ. Въ теснейшемъ и суще-

ственнейшемъ своемъ значенш романтизмъ

есть не что иное, какъ внутреншй мфъ

души человека, сокровенная жизнь его серд­

ца. Въ груди и сердце человека заклю­

чается таинственный источники рохмантиз-

ма: чувство, любовь есть ироявлете или

действт романтизма, и потому почти всяшй

человеки—романтики. Исключеше остается

только или за эгоистами, которые кроме

себя никого любить не могутъ, или за людь­

ми, въ которыхъ священное зерно симпатш

и ангипатш задавлено и заглушено или нрав­

ственной неразвитостью, или матертльными

нуждами бедной и грубой жизни. Вотъ самое

первое, естественное понятае о романтизме.

Законы сердца, какъ и законы разума,

всегда одни и те же, и потому человеки, по

натуре своей, всегда былъ, есть и будетъ

одинъ и тотъ же. Но какъ разумъ, такъ и

сердце живутъ, а жить—значить развиваться,

двигаться впереди: поэтому человеки не мо-

жетъ одинаково чувствовать и мыслить всю

жизнь свою; но его образъ чувствовашя и

мышлешя изменяется сообразно возрастами

его жизни: юноша иначе понимаете предметы

и иначе чувствуете, нежели отрокъ; возму­

жалый человеки много разнится въ атомъ

отпошеши отъ юноши, старецъ отъ мужа,

хотя все они чувствуютъ одними и теми же