Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  166 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 166 / 734 Next Page
Page Background

323

СОЧИНЕНИЕ В. Г. БЬЛИНСКАГО.

324

ней уже нйтъ ничего Карамзинскаго. Правда;

но иросимъ не забывать, что эта статья на­

писана Жуковскимъ въ 1820 году,—въ то

время, когда влшнш Карамзина на русскую

литературу уже ослабело съ одной стороны,

усилившись съ другой: тогда Карамзинъ былъ

уже историкомъ Росши, а собственно лите­

ратурный его произведены уже забывались.

Вообще въ то время Жуковсюй сталъ дей­

ствовать какъ-то самостоятельнее, освобо­

дившись отъ влшнш Карамзина. Надобно еще

заметить, что въ это время влшше на лите­

ратуру и слава Жуковскаго достигли своего

высптаго развитая, тогда какъ до этого време­

ни Жуковсюй былъ какъ будто въ тени. Ему

удивлялись, его хвалили; но онъ все-таки

писали для «немногихъ». И какъ тогда по­

нимали его! Его называли «балладистомъ»,

въ немъ видели певца могилъ и привидешй...

Ему подражали, но въ чемъ?—въ форме, а

не въ духе,—и рядъ безсмысленяыхъ и не-

леиыхъ балладъ былъ плодомъ этого подра-

жашя. Ему удивлялись, какъ русскому Тир-

тею, какъ певцу народной славы,—и «Певцы

во стане» и «На кремле» доказали, какъ

не мудрено подражать подобной народности...

Но передъ двадцатыми годами и въ двадца-

тыхъ годахъ текущаго столетая Жуковсюй

получилъ именно то значеше, какое онъ все­

гда имЬдъ. Тогдашняя молодежь, развив­

шаяся подъ влшшемт. великихъ событай 1814

года, съ жадностью бросилась на немецкую

литературу, съ которой Жуковсюй давно уже

породнилъ руссгай умъ и русскую музу. Все

заговорили о р о м а н т и з м е , о новой теорш

поэзш; все возетали противъ владычества

псевдо-классической французской поэзш. Въ

поэзш русской явились луна и туманы,

уныше и грусть, смерть и гробъ. Но въэто

время уже кончился Карамзинсшй перюдъ

русской литературы, и черезъ десять лйтъ

сама «Исторш» Карамзина сделалась, предме-

томъ неумеренвыхъ и не всегда справед-

ливыхъ нападокъ. Лучезарная звезда поэти­

ческой славы Жуковскаго вспыхнула и за­

горелась ярко уже въ новомъ перюде рус­

ской литературы: тогда уже явился Пуш-

кинъ, и для Жуковскаго, еще во всей поре

его деятельности, уже наставало потомство...

Перюда, означеннаго именемъ Жуковскаго,

не было въ русской литературе... И одна­

ко жъ необъятно велико значеше этого пе-

эта для русской поэзш и литературы! Имя

его давно славно и почтенно; похвалы ему

никогда не умолкали. Но, къ сожаленш, эти

похвалы уже летъ тридцать пять поются

какъ-то на одинъ голосъ и состоятъ изъ

однихъ и техъ же словъ, изъ однихъ и

тбхъ же выражений. А ведь дело критики

совсемъ не въ томъ, чтобъ провозгласить

писателя великимъ талантомъ или гешемъ:

это скорее дело общественнаго мненш, чемъ

критики. Дело критики—привести въ созна-

ше, путемъ анализа, общественное мнете

и показать значение, смыслъ таланта иди

гейш, определить тотъ жизненный элемента.,

который соетавляетъ исключительное свой­

ство его произведены} и которыми онъ обо­

гатили родную литературу и жизнь своего

общества. Въ «Отечественныхъ Запискахъ»

впервые было сказано, что заслуга Жуков­

скаго состоитъ въ томъ, что онъ ввели въ

русскую поэзш романтизмъ, и что истин­

ными романтпкомъ русскими былъ совсемъ

не Пушкинъ (какъ объ этомъ кричали летъ

двадцать), а Жуковсюй. Слово истины не

падаетъ даромъ, и наше мненш подхватили

некоторые «именные» (въ противополож­

ность «безыменными») критики,—те самые,

которые право критики основываютъ не на

таланте и чувстве изящнаго, а по-китай­

ски—на экзаменахъ и числе и цвете ман-

даринскихъ шариковъ. Но сказать даже и

отъ себя (не только повторить чужое мне­

те ), что Жуковсюй ввели романтизмъ въ

русскую поэзш, еще не значитъ все ска­

зать: должно развить и доказать это поло­

жены. И мы теперь очень рады, что, назна-

чивъ статье о Пушкине столь широюя

рамы, можемъ представить во введены къ

ней картину историческаго развитая всей

литературы русской, а вместе съ теми и

привести въ исполнены давнишнее желанш

наше—вполне развить и высказать наши

взглядъ на поэта, которому мы такъ много

обязаны въ деде ообственнаго нашего раз­

витая, съ мыслью о которомъ сливается для

насъ столько прекрасныхъ и живыхъ воспо-

минанш,—поэзш котораго давно срослась

съ нашими сердцемъ, и къ которому теперь

мы въ то же время чужды всякихъ вос-

торженныхъ предубеждешй... Мы надеемся,

что для публики подобная статья не мо-

жетъ не быть интересна, ибо ей дороги

предмета ея,—а отъ кого же услышитъ она

о немъ живое, современное слово? Неужели

отъ задорливыхъ педантовъ, которые кри­

чать только объ и м е н н о с т и и б е з ы -

м е н н о с т и , какъ о праве критиковать, и

всякое чужое м н ете считаютъ или дерз­

кими, или продажными, потому только, что

хоть оно и не ихъ мнете, однако жъ нахо-

дитъ себе еочувствш и отзывъ въ ущерби

ихъ педантическими возгласами, всегда под­

писанными ихъ собственными именемъ?...

Дожидайтесь отъ нихъ!...

Батюшковъ также пользуется на Руси

большими и заслуженными внимашемъ и

также ждетъ себе критической оценки. Имя

его связано съ именемъ Жуковскаго: они

действовали дружно въ лучппе годы своей

жизни; ихъ разлучила жизнь, но имена ихъ