Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  158 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 158 / 734 Next Page
Page Background

307

СОЧИНЕН1Я В. Г. БЬЛИНСКАГО.

308

Въ стихахъ релящя! прекрасно!., а зЁваю!

Я, бросивши ее, другую раскрываю.

На праздник!, иль на что подобное тому:

Тутъ найдешь то, чего бъ нехитрому уму

Не выдумать и

ввёкъ

:

зари багряны персты,

И райскт крикъ, и Фебъ, и небеса отверсты!

Такъ громко, высоко!. а

нётъ

,

не веселить

И сердца, такъ сказать, ни чуть не шеве­

лить.

Одинъ изъ собесЬдниковъ берется объяснить

старику причину такого грустнаго явленья.

Эта причина, увы! и теперь еще не совсЬмъ

состарилась, и теперь еще не совсЬмъ ана-

хронизмъ! Слушайте:

Я самъ языкъ боговъ, поэзпо люблю

И нашей, какъ и вы, утЁшенъ также мало;

Однако жъ

здёсь

въ МосквЁ толкался я не

мало

Межъ нашихъ Пиндаровъ, и

всёхъ

ихъ

за-

мЁчалъ:

Большая часть изъ нихъ—лейбъ-гвардш ка-

пралъ,

Асессоръ, офицеръ, какой-нибудь подъячй,

Иль изъ кунстъ-камеры антикъ въ пыли хо-

дяч1й,

Уродовъ стражъ—народъ все нужный, долж­

ностной...

А вотъ и объяснена причины деятельности

нашихъ поэтовъ:

Къ тому жъ у древнихъ

цёль

была, у насъ

другая:

Горавдй, напримЁръ, восторгомъ грудь питая,

Чего желалъ? О, онъ—онъ бралъ не свысока;

Въ вЁкахъ безсмертш, авъ

Р

имё

лишь вЁнка

Изъ лавровъ, иль изъ миртъ, чтобъ Делш

сказала:

„Онъ славенъ,—чрезъ него и я безсмертна

стала!“

А нашихъ многихъ

цёль

:

иль дружество съ

князькомъ,

Который отъ роду не читывалъ другова,

КромЁ придворнаго подчасъ м'Ьсяцеслова,

Иль похвала своихъ прштелей, а имъ

Печатный каждый листъ быть кажется свя­

тымъ.

Приписывая неуспехи нашихъ поэтовъ убе­

жденно, что если у кого есть природный даръ,

тотъ имйетъ право ничему не учиться и быть

невеждой, —злой аристархъ презабавно опи-

сываетъ, какъ писались въ старину громюя

оды:

И вотъ какъ писывалъ поэтъ природный оду:

Лишь пушекъ громъ подастъ прштну

вёсть

народу,

Что Римниксий Алкидъ ноляковъ разгромилъ,

Иль Ферзенъ ихъ вождя, Костюшку, поло-

нилъ—

Онъ тотчасъ за перо и разомъ вывелъ

ода!

Потомъ въ одинъ присЁстъ;

такого дня и года!

„Тутъ какъ? .

Пою!..

Иль

нётъ

,

уже это ста­

рина:

„Не лучше ль:

даждь мнп, Фебъ?...

Иль такъ:

не ты одна

„Подпала подъ пяту, о чалмоносна Порта

?

„Но что же мн'Ь прибрать въ ней въ риему.

кромЁ чорта?

„Н

ётъ

,

нётъ

,

не хорошо:

я

лучше поброжу,

„И воздухомъ себя открытымъ освЬжу“.

Пошелъ, и на пути такъ въ мысляхъ раз-

суждаетъ:

„Начало никогда

пёвцовъ

не

устрашаетъ;

„Что хочешь, то мели! Вотъ штука, какъ хва­

лить

„Героя то придетъ! Не

знаю,

съ

кёмъ

срав­

нить?

„Съ Румянцевымъ его, иль съ Грейгомъ, иль

съ Орловымъ?

„Какъ жаль, что древнихъ я не читывалъ! а

съ новымъ

„Не ловко что то все!—Да просто напишу:

„Ликуй, герой! ликуй

!

герой ты!

возглашу.

„Изрядно! тутъ же что? Тутъ надобенъ вос-

торгъ.

„Скажу:

кто завпсу мнгъ епчности расторгъ?

,.Я вижу молит блескъ! Я слышу съ горна

септа

И то, и то

.. А тамъ? известно,

многи лпта

!

„Брависсимо! и планъ, и мысли, все ужъ есть!

„Да здравствуетъ поэтъ! Осталося присЁстъ!

„Да только написать, да

и

печатать

смёло

! 1'

Б'Ьжитъ на свой чердакъ, чертить и въ шля-

пё

дёло

:

И оду ужъ его тисненыо предаютъ,

И

въ

одё

ужъ

его

намъ ваксу продаютъ.

Вотъ такъ пиндарилъ онъ, и

всё

ему по­

добны,

Едва ли вывЁски надписывать способны!

Право, не дурно было бы, еслибъ какой-ни­

будь даровитый поэтъ нашего времени на-

писалъ современный «’Чужой Толкъ» и объ­

яснили. какъ пишутся теперь романы, по­

вести и «патрютическш драмы»...

Дмитршвъ заставляетъ въ своей сатире

говорить плохого стихотворца—

Пою!...

Иль

нётъ

,

ужъ это старина!

А

между тЬмъ это «пою», вместе съ «ли­

рою» такъ часто попадается и въ стихахъ

самого Дмитрова, и въ стихахъ Карамзина.

Это перешло отъ писателей предшествовав-

шихъ двухъ школъ— Ломоносовской и Дер­

жавинской, которым подъ «литературой» раз­

умели н «песнопеше»: кто бы, что бы пи

писалъ—въ стихахъ или въ прозе,—онъ

пелъ, а не писалъ. Дершавииъ въ стихотво-

реши своемъ «Прогулка въ Царскомъ

Селе»

делаетъ такое обращеше къ Карамзину:

И ты, сидя при розЁ,

Такъ, дней весенннхъ сынъ,

Пой,

Карамзинъ!—и въ нрозЁ

Гласъ слышенъ соловьинъ.

Въ стихотвореншхъ Дмитриева и Карамзина

русская поэзш сделала значительный шагъ

впередъ и со стороны направлешя, и со сто­

роны формы; но изъ-подъ риторическаго влш-

нш далеко еще не освободилась. Фебы, лиры,

гласы, усеченш, шитическш вольности и бо­

лее или менее прозаическая фактура толь­

ко ослабились въ ней, но не исчезли; они

удержали! ь въ ней по преданно, которое

дошло даже и до Пушкина, какъ увидимъ это

после. Но важно то, что если ноэзш и удер­

жала риторичесшй характеръ, зато какъ

она, такъ п вообще беллетристика русская