Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  157 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 157 / 734 Next Page
Page Background

305

КРИТИЧЕСКИ СТАТЬЯ.

306

Въ это время въ русской литератур! за­

метно уже иробуждеше духа критицизма.

Некоторые старые авторитеты начали уже

покачиваться. Въ 1802 году Карамзинъ на-

писалъ статью «Пантеоне Россйскихъ Авто-

ровъ». Въ ней ни слова не сказано о жи-

выхъ писателяхъ—о Державин! и Херасков!,

ибо это считалось тогда неприличными; так­

же ни слова не сказано о Петров!, хотя уже

со дня смерти его прошло бол!е трехъ л:!тъ;

можно догадываться, что Карамзинъ не хо-

т!лъ возстановлять противъ себя почитателей

этого поэта, къ которыми принадлежали вс!

грамо

1

ные люди, и въ то же время не хогЬлъ

хвалить его противъ своего уб!жденш. Эта

литературная уклончивость была въ харак­

тер! Карамзина. Въ «Пантеон'! * было въ

первый еще рази высказано справедливое

суждение о Тредьяковскомъ. Вотъ что гово­

рить о немъ Карамзинъ:

„Если бы охота и прилежность могли заменить

даровате, кого бы не превзошелъ Тредьяков-

сшй въ стихотворстве и красноречш? Но упря­

мый Аполлонъ в'Ьчно скрывается за облакомъ

для самозвандевъ-поэтовъ и сыплетъ лучи свои

единственно на тЪхъ, которые родились съ его

нечатыо.

Не только даровате, но и самый вкусъ

не прюбрптается; и самый вкусъ есть дарова­

те. Учете образуешь, но не производить авто­

ра.

Тредьяковсюй учился во Францш у слав-

наго Ролленя; зналъ древше и новые языки;

читали всЬхъ лучшихъ авторовъ и написать

множество томовъ въ доказательство, что онъ...

не имЪлъ способности писать.“

Суждеше Карамзина о Сумароков

Ь

мягче

и уклончивее, нежели о Тредьяковскомъ; но

тЬмъ не менее оно было страшными приго-

воромъ колоссальной славе этого пигмея.

„Сумароковъ еще сильнее Ломоносова дей­

ствовали на публику, избравъ для себя сферу

обширнейшую. Подобно Вольтеру онъ хотели

блистать во многихъ родахъ, и современники

называли его нашимъ Расиномъ, Мольеромъ,

Лафонтеномъ, Вуало.

Потомство не такъ ду­

маешь;

но, зная трудность первыхъ опытовъ н

невозможность достигнуть вдругъ совершенства,

оно съ удовольствшмъ находить многш красо­

ты въ твореншхъ Сумарокова и не

хочешь быть

строгимъ критикомъ его недостатковъ. Уже

•вимгамъ не курится передь кумиромъ;

но не

тронемъ мраморнаго подножш; оставимъ въ це­

лости и надпись:

Великгй Сумароковъ!...

Соору-

димъ новыя статуи, если надобно; не будемъ

разрушать т-ехъ, которыя воздвигнуты благо­

родной ревностью отцовъ нашихъ!.-

Замечательно, что Карамзинъ ставили въ

недостатокъ трагедшмъ Сумарокова то, что

«онъ старался более описывать чувства, не­

жели представлять характеры въ ихъ эсте­

тической и нравственной истине», и что,

«называя героевъ своихъ именами древнихъ

русскихъ князей, не думали соображать

свойства, дела и языки ихъ съ характеромъ

времени.» Нельзя не увидеть въ такихъ за­

м!чаншхъ суждешя необыкновенно умнаго

человека и великаго шага впереди со сто­

роны литературы и общества. Правда, Ка­

рамзинъ находить мнопе стихи въ траге-

дшхъ Сумарокова «нежными и милыми», а

иные даже «сильными и разительными»; но

не забудемъ, что всякое сознаше развивает­

ся постепенно, а не родится вдругъ, что Ка­

рамзинъ и такъ уже видели неизмеримо

дальше литераторовъ старой школы, и сверхъ

того онъ, можетъ быть, боялся, что ему со-

воЬжь не поверять, если онъ скажетъ исти­

ну вполне пли не смягчить ея незначитель­

ными въ сущности уступками.

Остроумная и едкая сатира Дмитрова

«Чужой Толки» также служить свид!тель-

ствомъ

в о зн и кш е го

духа классицизма. Она

устремлена противъ громогласнаго «одоп!-

нш», которое начинало уже досаждать слуху.

Поэтъ заставляетъ въ своей сатир-! гово­

рить одного старика съ такой «любезной

простотой дедовскихъ времени»:

Что за диковинка? лЪтъ двадцать ужъ прошло,

Какъ мы, напрягши умъ, наморщивши чело,

Со всеусердшмъ все оды пишемъ, пишемъ,

А ни себе, ни имъ похвалъ нигде не слы-

шимъ!

Ужели выдали Фебъ свой именной указъ,

Чтобъ не дерзалъ никто надеяться изъ насъ

Быть Флакку, Рамлеру и ихъ собратьи рав­

ными,

И столько жъ, какъ они, во пЪсноп'Ьньи елав-

¿.днымъ?

Какъ думаешь!.. Вчера случилось мне сличать

И ихъ, и нашу песнь: въ ихъ... нечего чи­

тать!

Листочекъ, много три, а любо какъ читаешь—■

Не знаю, какъ-то самъ какъ будто бы ле-

Гтаешь!

Судя по краткости, увЪренъ, что они

Писали ихъ резвясь, а не четыре дни;

То какъ бы нами не быть еще и ихъ счаст­

ливей,

Когда мы во сто разъ прилежней, терпе­

ливей?

Ведь нашъ начнетъ писать, то все забавы

прочь!

Надъ парою стиховъ просиживаетъ ночь,

Потеетъ, думаетъ, чертить и жжетъ бумагу;

А иногда беретъ такую онъ отвагу,

Что целый годъ сидитъ надъ одою одной1

И подлинно, ужъ весь приложить разумъ

свой!

Ужъ прямо самая торжественная ода!

Я но могу сказать, какого это рода,

Но очень полная—иная въ двести строфъ!

Судите жъ, сколько тутъ хорошихъ есть стиш-

ковъ!

Къ тому лсъ, и въ правилахъ: сперва про­

чтешь вступленье,

Тутъ предложеше, а тамъ и заключенье—

Точь-въ точь, какъ говорить учены по цер­

квами!

Со всемъ темъ нетъ читать охоты—вижу

самъ.

Возьму ли, наприм'Ьръ, я оды на победы,

Какъ покорили Крымъ, какъ въ море гибли

шведы!

Все тутъ подробности сраженья нахожу,

Где

было, какъ, когда, короче я скажу: