Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  156 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 156 / 734 Next Page
Page Background

303

БЪЛИНСКАГО.

304

СОЧИНЕН1Я В. Г;

стали у тверждаться на Руси, начала распро­

страняться и литературная образованность.

ВслгЬдств1е этого появлеше преобразователь-

ныхъ талантовъ, им'Ьвшихъ влшнш на ходъ

и нанравлеше 'литературы, стало чаще и

обыкновеннее, ч’Ьмъ преягде, а новые эле­

менты стали скорее входить въ литературу.

Въ то время, какъ Державинъ былъ уже въ

апогее своей поэтической славы, оставаясь

на одномъ и томъ же месте, не двигаясь

ни взадъ, ни впередъ; въ то время, какъ

были еще живы Херасковъ, Петровъ, Кост-

ровъ, Богдановичъ, Княжнпнъ и Фонвизинъ;

въ то время, когда еще Крыловъ былъ юно­

шей по 21 му году, Жуковскому было толь­

ко шесть летъ отъ роду, Батюшкову только

два года, а Пушкина еще не было на све­

те,—въ то время одинъ молодой человекъ

24 летъ отправился за границу. Это было

въ 1789 году, а молодой человекъ этотъ

былъ Карамзинъ. По возвращенш изъ-за

границы онъ издавалъ въ 1792 и 1793 го-

дахъ «Московсшй Журналъ», въ которомъ

помещали свои сочинешя Державинъ и Хе­

расковъ. Въ 1794 году онъ издалъ въ двухъ

частяхъ альманахъ «Аглая» и альманахъ

«Мои Безделки» (въ двухъ частяхъ); въ

1797—1799 годахъ онъ напечаталъ три то­

ма «Аонидъ», а въ 1802 и 1803 годахъ

издавалъ основанный нмъ журналъ «Вест-

никъ Европы», который въ 1808 году из­

давалъ Жуковсюй. Въ 1804 г. въ первый

разъ была представлена въ Петербурге тра-

гедш Озерова—«Эдидъ въ Аеинахъ»; а въ

1805, 1807 и 1809 годахъ были въ пер­

вый разъ представлены его трагедш—«Фин-

гадъ», «Димитрй Донской» и «Поликсена».

Съ 1793 по 1807 годъ начали появляться

комедш и друпе драматичесюе опыты Кры­

лова, а около 1810 года появились его бас­

ни. *) Съ 1815 года начали появляться въ

журналахъ стихотворенш Жуковскаго и Ба­

тюшкова.

Карамзинъ имелъ огромное влшнш на

русскую литературу. Онъ преобразовалъ рус-

сшй языкъ, совлекши его съ ходуль латин­

ской конструкцш ж тяжелой славянщины и

приблизивъ къ живой, естественной, разго­

ворной русской речи. Свонмъ журналомъ,

своими статьями о разныхъ лредметахъ и

повестями онъ распространялъ въ русскоыъ

обществе познанш, образованность, вкусъ и

охоту къ чтенда. При немъ и вследствш его

влшнш тяжелый педантизмъ и школярство

сменились сентиментальностью и светской

легкостью, въ которыхъ много было стран-

наго, но который были внжнымъ шагомъ

впередъ для литературы и общества. По*) Въ каталог* Смирдина не означено пер-

ваго издашя басенъ Крылова, а второе вышло

въ 1815—1816

годахъ.

вести его ложны въТпоэтическомъ отноше-

ши, но важны по тому обстоятельству, что

наклонили вкусъ публики къ роману, какъ

изображешю чувствъ, страстей и событий

частной и внутренней жизни людей. Карам­

зинъ писалъ и стихи. Въ нихъ нетъ поэ­

зш, и они были просто мыслями и чувство-

ваншми ушнаго человека, выраженными

въ стихотворной форме; но они простотой

своего содержанш, естественностью и пра­

вильностью языка, легкостью (по тому вре­

мени) версификацш, новыми и более сво­

бодными формами расположенш были тоже

шагомъ впередъ для русской поэзш.

Но для нея гораздо более сделалъ другъ

и сподвижникъ Карамзина—Дмитршвъ, ко­

торый былъ старше его только пятью го­

дами. Дмитршвъ не былъ поэтомъ въ смы­

слы лирика; но его басни и сказки были

превосходными и истинно-поэтическими про-

изведеяшми для того времени. Песни Дми­

трова нежны до приторности,—но таковъ

былъ тогда всеобнцй вкусъ. Оды Дмитртена,

сильно отзываются риторикой; но, несмотря

на то, оне были большимъ успехомъ со сто­

роны русской поэзш. Громозвучность и па-

реше, составлявпия тогда необходимое усло-

вО оды, въ нихъ довольно умеренны, авы -

раженО просто, не говоря уже о правиль­

ности языка и тщательной отделке стиха.

Формы одъ Дмитриева оригинальны, какъ,

напримеръ, въ «Ермаке», где поэтъ решил­

ся вывести двухъ сибирскихъ шамановъ,

изъ которыхъ старый разсказываетъ моло­

дому, при шуме волнъ Иртыша, о гибели

своей отчизны. Стихи этой пьесы для на­

шего времени и грубы, и шереховаты, и

непоэтичны, но для своего времени они бы­

ли превосходны и отъ нихъ веяло духомъ

новизны. Итс же касается до манеры и то­

на пьесы, —это было решительное нововве­

ден^, и Дмитршвъ потому только не былъ

прозванъ романтикомъ, что тогда не су­

ществовало еще этого слова. Вообще въ

стихотворекшхъ Дмитрова, но ихъ форме

и направленно, русская поэзш сделала зна­

чительный щагъ къ сближение съ просто­

той и естественностью, словомъ—съ жизнью

и действительностью: ибо въ нежно взды-

хательной сентиментальности все же боль­

ше жизни и натуры, чемъ въ книжномъ

педантизме. Речи, который поэтъ влагаетъ

въ уста шамановъ, исполнены декламащей

и стараются блистать тшеокимъ слогомъ—

это правда; но мысль въ жалобахъ и раз-

сказахъ шамана на берегу Иртыша выка­

зать подвигъ Ермака—это уже не ритори­

ческая, а поэтическая мысль. Тутъ еще нетъ

поэзш, но есть уже стремлете къ ней, и

видно желате проложить для поэзш новые

пути.