Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  150 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 150 / 734 Next Page
Page Background

291

СОЧИНЕНЫ В. Г. БЬЛИИСКЛГО.

292

цвЬтно, — чего необходимо требуетъ всякая

поддйлка подъ чужую форму и тЬмъ болйе

подъ чужую жизнь. Вотъ происхождете р и ­

т о р и ч е с к о й поэзш. Основаше ея—отло­

жены отъ жизни, отпадете отъ действитель­

ности; характеръ—ложь и общш места. Та­

кая-то поэзш была перенесена на Русь.

Ломоносовъ былъ первымъ основателемъ

русской поэзш и первымъ поэтомъ Руси.

Для насъ теперь непонятна такая поэзш:

она не оживляетъ нашего воображенш, не

шевелитъ сердца, а только производить въ

насъ скуку и зевоту. Но если сравнивать

Ломоносова съ Сумароковымъ и Хераско-

вымъ — стихотворцами, вышедшими на по­

прище после него,—то нельзя не призиать

въ Ломоносове значительнаго дарованы, ко­

торое пробивается даже въ ложныхъ фор-

махъ риторической поэзш того времени.

Только одинъ Державинъ былъ несравненно

больше поэтъ, чемъ Ломоносовъ: до Держа­

вина же Ломоносову не было никакихъ со-

нерниковъ, и хотя Сумароковъ и Херасковъ

цбнились современниками не ниже его, но

имъ до него —

Какъ до зв'Ьзды небесной далеко!

Сравнительно съ ними, языкъ его чистъ и

благороденъ, слогъ точенъ и силенъ, стихъ

исполненъ блеска и парены. Если же не

веяюй могъ такъ писать, какъ Ломоносовъ,

значить — нужно имЪть талантъ, чтобъ пи­

сать такъ, какъ писалъ онъ. Поэзш Корне­

ля и Расина для насъ — ложная риториче­

ская поэзш, и намъ отъ нея спится такъ

же сладко, какъ и отъ поэзш Сумарокова,

но, чтобъ и теперь писать такъ, какъ пи­

сали въ свое время Корнель и Расинъ, надо

имЬть большой талантъ; писать же такъ,

какъ Писалъ Сумароковъ, не нужно было

никакого таланта и въ его время, а нужна

была только охота и страсть къ писанш.

Въ одахъ Ломоносова: «Къ 1ову», «Утрен­

нее» и «Вечернее размышлеше о величе-

ств4 Божшмъ»; кром’Ь замечательна™ искус­

ства версификацш, видны еще одушевдеше

и чувство, чего незаметно ни въ одномъ

стихотворении Сумарокова или Хераскова.

Поэзш Ломоносова — хвалебная и торже­

ственная |по преимуществу. Сумароковъ пи­

салъ по крайней мере комедш, эклоги, са­

тиры, кроме трагедШ и одъ; Ломоносовъ

писалъ только оды, и кроме нихъ написадъ

две трагедш, да неоконченную поэму «Пе-

тршду». Таковъ былъ духъ времени; такъ

понимали тогда поэзш въ Европе, и раз-

стояте между «Петрыдой» Ломоносова и

«Генртдой» Вольтера, право, не велико.

Въ «ПетршдЬ» Ломоносовъ онисываетъ дво-

рецъ Нептуна на днЬ БЪлаго моря: нашъ

поэтъ не подумалъ о томъ, что отвелъ слиш-

комъ холодную квартиру обитателю Среди-

земнаго моря и греческаго архипелага. Петръ

Велиюй и—Нептунъ, морской богъ древ-

нихъ грековъ, какое оближете! Понятно,

почему не кончилъ Ломоносовъ своей дикой,

напыщенной поэмы: у него было отъ при­

роды столько здраваго смысла и ума, что

онъ не могъ кончить подобнаго to u r de

force воображенш, поднятаго на дыбы. Тра­

гедш Ломоносова похожи на его «Петршду ».

Сумароковъ писалъ во всЬхъ родахъ, чтобъ

сравняться съ господиномъ Вольтеромъ, и

во вс£хъ равно былъ безталантенъ. Но о по­

эзш тогда думали иначе, нежели думаютъ

теперь, и, при страсти къ писанш и раз-

дражительномъ самолюб!и, трудно было не

сделаться великимъ гешемъ. Современники

были безъ ума отъ Сумарокова. Вотъ что

говорить о немъ одинъ изъ замйчательнМ-

шихъ и умнМшихъ людей Екатерининскихъ

времени, Новиковъ, въ своемъ «Опыте ис-

торическаго словаря о россШскихъ писате-

ляхъ».

„Различныхъ родовъ стихотворными и проза­

ическими сочиненшми нрюбрЪлъ онъ себЪ ве­

ликую и безсмертную славу не только отъ рос-

сшнъ, но и отъ^чужестранныхъ академШ и слав-

нЪйшихъ европейскихъ писателей. И хотя пер­

вый изъ pocci-янъ онъ началъ писать трагедш

по всЪмъ правиламъ театральнаго искусства,

но столько успЬлъ въ оныхъ, что заслужили

названы с'Ьвернаго Расина. Его эклоги равня­

ются знающими людьми съ Виргшпевыми и по­

днесь еще остались неподражаемы; а притчи

его почитаются сокровищемъ росшйскаго Пар­

наса; и въ семъ родЪ стихотвореными далеко

превосходитъ онъ Федра и де-ла-Фонтена, слав-

н'Ьйшихъ въ семъ родй. Впрочемъ, всЪ его сочи­

нены любителями росыйскаго стихотворства

весьма много почитаются.“ (Стр. 207—208).

Таюя похвалы Сумарокову теперь, ко­

нечно, очень см'Ъишы, но out. имйютъ свой

смыслъ и свое основаны, доказывая, какъ

важны, полезны и дороги для успйховъ ли­

тературы тй смелые ж неутомимые труже­

ники, которые въ простоте сердца прини­

маюсь свою страсть къ бумагомарашю за

велиюй талантъ. При всей своей бездарно­

сти, Сумароковъ много споообствовалъ къ

распространенно на Руси охоты къ чтенш

и къ театру. Современники дорожать та­

кими людьми, добродушно удивляясь имъ,

какъ геншмъ. Вотъ что говорить тотъ же

Новиковъ о Василш Кириллович!; Тредъя-

ковскомъ:

„Сей мужъ былъ великаго разума, многаго

учены, обширнаго знаны и безприм'Ьрнаго тру­

долюбы; весьма знающъ въ латинскомъ, грече-

скомъ, французскомъ, итальянскомъ и въ сво­

емъ природномъ языкЪ; таклсе въ философш,

богословш, краснорЪчш и въ другихъ на-

укахъ. Полезными своими трудами пршбрЪлъ

себе безсмертную славу, и первый въ Россш

сочинилъ правила новаго росййскаго стихо-

сложены, много сочинилъ книгъ, а перевелъ и