Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  147 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 147 / 734 Next Page
Page Background

285

I. Ш ’И 'Г П Ч Е С И Я С Т А Т Ь И .

2 8 6

публики къ лучшнмъ создашямъ. Пушкина

видели только одно невежество толпы, увлег

кающейся юношескими и. незрелыми произ-

ведешями, но неумеющей ценить, обдуман-

ныхъ творешй стрргаго искусства. Смотря

на искусство съ точки зр’Ьнш исключитель­

ной и односторонней, его жарше поборники

не хотели понять, что если снмпатш и ан-

тйпатаи большинства бываютъ часто безсо-

знательны, зато редко бываютъ безсмысден-

ны и безосновательны, а, иапротивъ, часто

заключаютъ въ себе глубошй смыслъ. Стран­

но же въ самомъ дЬлгЬ было думать, чтобъ

то самое общество, которое такъ дружно,

такъ радостно, словно потрясенное электри-

ческимъ ударомъ, въ первый еще разъ въ

жизни своей откликнулось на голосъ певца

и нарекло его своимъ любимымъ, своимъ

иароднымъ поэтомъ,—странно было думать,

чтобъ то же самое общество вдругъ охоло­

дело къ своему поэту за то только, что онъ

созрйлъ и возмужалъ въ своемъ генш, сде­

лался выше и глубже въ своей творческой

деятельности! А между гЬмъ это охдажде-

т е —факта, достоверность котораго можно

доказать свидетельствомъ самого поэта въ

его запискахъ; въ

1

тЬкоторыхъ местахъ

«Онегина», въ ствхотворенш «Поэта»

слышится горькая жалоба оскорбленной

народной славы. Изъ этого нельзя было не

заключить, что если публика была не со-

всемъ права въ своей холодности къ поэту,

то и поэта все же не былъ жертвой ея при­

хоти и, по вине или безъ вины съ своей

стороны, но не случайно же, а по какой-

нибудь причине, испыталъ на себе ея охда-

ждеше. Но ответа на эту загадку еще не

было: ответа скрывался во времени, и толь­

ко время могло дать его. Безвременная

смерть Пушкина еще больше запутала во-

лросъ: какъ и должно было ожидать, она

снова и съ большей силой обратила къ пад­

шему поэту сочувствш и любовь общества.

Восторженные поклонники искусства темъ

бол'Ье были поражены смертью позта и темъ

более скорбели о ней, что вскоре затемъ

появившшся въ «Современнике» посмертный

сочиненш Пушкина изумили ихъ своимъ

художествеянымъ совершенствомъ, своей

творческой глубиной. Образъ Пушкина, укра­

шенный страдальческой кончиной, предсто-

ялъ предъ ними во всемъ блеске поэтиче­

ской апоееозы: это былъ для нихъ не только

ведикШ руссюй поэта своего времени, но и

велиюй поэта всехъ народовъ и всехъ ве-

ковъ, гешй европейсшй, слава всемфная...

Но не успело еще войти въ свои берега

взволнованное утратой поэта чувство обще­

ства, какъ подняла свое жужжаше и шипе-

ше на страдальческую тень великаго зло­

памятная посредственность, мучимая болью

отъ глубокихъ царапинъ, еще незажившихъ

следовъ львиныхъ когтей... Она начала и

прямо, и косвенно толковать о поэтическихъ

заслугахъ Пушкина, стараясь унизить ихъ;

невпопадъ и кстати начала сравнивать

Пушкина и съ Минвнымъ, и съ Пожарскимъ,

и съ Суворовымъ, вместо того чтобъ срав­

нивать его съ поэтами своей родины... По­

добный нелепости не заслуживали бы ничего,

кроме презрешя, какъ выражеше безсиль-

ной злобы; но веселое снакате водовозныхъ

существъ на могиле падшаго въ бою льва

возмущаетъ душу, какъ зрелище неприлич­

ное и отвратительное, а наглое безстыдство

низости имеетъ свойство выводить изъ тер-

п4н|я достоинство, сильное одной истиной...

Мудрено ли, что и такое ничтожное само

но себе обстоятельство, раздражая людей,

сгюсобяыхъ понять и оценить Пушкина какъ

должно, только более и болfie увлекало ихъ

въ благородномъ, но вместе съ течь и

безотчетномъ удивлении къ великому по­

эту?...

Между темъ время голо впередъ, а съ

нимъ шла впередъ и жизнь, порождая изъ

себя новыя явленш, дающш сознанно нов те

факты и нодвигаюнця его на пути разви­

тая. Общество русское съ невольнымъ уди-

вдетемъ, полнымъ ожидатя и надежды чего-

то великаго, обратило взоры на новаго поэта,

смело и гордо открывшего ему новыя сто­

роны жизни и искусства. Равенъ ли по силе

таланта, или еще выше Пушкина былъ Лер-

монтовъ—не въ томъ вопросъ: несомненно

только, что даже и не будучи выше Пушкина,

Лермонтовъ призванъ былъ выразить собой

и удовлетворить своей поэзшй насравнеяно

высшее по своимъ требованшмъ и своему

характеру время, чемъ то, котораго выраже-

тем ъ была поэзш Пушкина. И менее чймъ

въ катя-нибудь пять дета, протекция отъ

смерти Пушкина, русское общество успело

и радостно встретить пышный восходъ, и

горестно проводить безвременный закатъ но­

ваго солнца своей поэзш!.. Другой .поэта, вы-

шедппй на литературное поприще при жизни

Пушкина и приветствованный имъ, какъ ве­

ликая надежда будущаго, после додгаго и скорб-

наго’ безмолвш, подарилъ, наконецъ, публику

такимъ творешемъ, которое должно составить

эпоху и въ детояисяхъ литературы, и въ лй-

тописяхъ развитая общественнаго сознатя...

Все это было безмолвной, фактической фи­

лософий самой жизни и самого времени для

решетя вопроса о Пушкине. Толки о Пуш­

кине, наконецъ, прекратились, но не потому,

чтобъ вопросъ о немъ переставалъ интере­

совать публику, а потому, что публика не

хочетъ уже слышать повторсп1я старыхъ, од-

ностороннихе мнйтй, требуя мнешя новаго

и независимаго отъ предупрежден^ въ ноль-