28.7
С0ЧИНЕН1Я Г. В. ЕЪЛИИСКАГО.
2 8 8
зу или нееыгоду поэта. Повторяет.: инЬте
это могло выработаться только временемъ и
изъ времени, и —чуждые ложнаго стыда,—
не побоимся сказать, что одной изъ главныхъ
причинъ, почему не могли мы ранЬе выпол
нить своего обЬщанш напшмъ читателям ь
касательно разбора сочинешй Пушкина, было
сознаше неясности и неопределенности соб-
ственнаго вашего понятая о значеши этого
поэта. Знаемъ, что такое признаше пробу
дить остроумш нашихъ доброжелателей: въ
добрый часъ — пусть себе острятся! Мы не
завидуемъ г о т о в ы м ъ н а т у р а м ъ , кото
рый все узнаготъ за одинъ присесть и,
узнавши разъ, одинаково думаютъ о предме
та всю жизнь свою, хвалясь исизм’Ьпчавостыо
своихъ мн^шй и неспособностью ошибаться.
Да, не завидуемъ, ибо глубоко убеждены, что
только тотъ не ошибался въ истине, кто не
искалъ истины, и только тотъ не изм^нялъ
своихъ убйждешй, въ комъ нЪтъ потребно
сти и жажды уб’Ьжден
1
я; исторш, философш
и искусство — не то, что математика съ ея
вечными неподвижными истинами: движете
математики, какъ науки, состоитъ не въ дви-
жеши ея истинъ, а въ открытая новыхъ и
кратчайшихъ путей къ достиженш неизм'йн-
ныхъ результатовъ. Въ царстве математики
нЬтъ случайности и произвола, зато нЬта и
жизни; но исторш, философш и искусство жи-
вутъ какъ природа, какъ духъ человЪчесшй,
выражаемые ими, живутъ, вечно изменяясь
ж
обновляясь; ихъ единство скрыто въ мно-
горазличш и разнообразш, необходимость —
въ свободе, разумность — въ случайности.
Кто хочетъ уловдять своимъ сознашемъ за
коны ихъ развитая, тотъ самъ, подобно имъ,
долженъ развиваться и доходить до резуль-
татовъ истины не въ легкомъ наслаждети
анатическаго спокойствш, а въбодЬзияхъ и му-
кахъ рождешя: зерно истины въ благодатной
душе то же, что младенецъ въ утробематери,—
предметъ пламенной любви и трудныхъ по
печений, источникъ блаженства и скорбей...
Кроме того насъ останавливали еще пре
делы замышляемой нами статьи. Наблюдая
за ходомъ отечественной литературы,
Л
мы,
естественно, часто должны были въ прошед-
шемъ отыскивать причины настоящаго и
прозревать въ историческую связь явлетй.
чемъ более думали мы о Пушкине, темь
глубже прозревали въ живую связь его съ
прошедшимъ и настоящимъ русской литера
туры и убеждались, что писать)© Пушкине —
вначитъ писать о целой русской литературе,
ибо какъ прежте писатели русоше объясня
ю т . Пушкина, такъ Щушкинъ объясняете
последовавшихъ за нимъ писателей. Эта
мысль сколько истинна, столько и утеши
тельна: она показываете, что, несмотря на
бедность нашей литературы, въ ней есть
жизненное движете и органическое разви-
тае, следственно, у нея есть исторш. Мы да
леки оте самолюбивой мысли удовлетвори
тельно развить это воззр’Ъте на русскую
литературу и желаемъ только одного-хоть
намекнуть на это воззрете и проложить
другямъ дорогу тамъ, где еще не протоптано
и тропинки. Пусть друпе сдедаютъ это луч
ше насъ: мы первые порадуемся ихъ успеху,
а сами для себя будемъ довольны и тбмъ,.
если намъ намекомъ на это воззреше удастся
положить конецъ старымъ толкамъ о русской
литературе и произвольнымъ личнымъ су-
жденшмъ о русскихъ писагеляхъ...
к Вотъ для чего, приступая къ критическому
разсмотренш сочинетй Пушкина, мы почли
за необходимое сперва обозреть ходъ н раз-
витае русской ноэзш (ибо предметъ нашихъ
статей будете не литература въ обширномъ
смысле, а только ноэзш русская) съ самаго
ея начала. Выходъ новаго изданш сочинетй
Державина доставилъ намъ удобный случай
взглянуть еъ нашей точки з р е е т на его тво-
репш, н нашу статью о Державине мы счи-
таемъ началомъ статьи о Пушкине, почему
и намерены связать обе эти статьи обзоронъ
историческаго развитая русской поэзш отъ
Державина до Пушкина, черезъ что статья
наша о Державине будете* еще пополнена и
уяснена общей идеей, которая должна' быть
основой всего ряда этихъ статей, образую-
‘ щихъ собой к р и т и ч е с к у ю и с т о р 1 ю
«изящной литературы» русской. ВслЬдъ за
: статьями о Пушкине, мы немедленно при-
ступимъ къ разбору (тоже давно нами обе-
V щанному) сочинетй Гоголя и Лермонтова.
И хотя въ нашемъ журнале не разъ и не
5 мало было говорено обь эгихъ писате-
ляхъ,—однако же обещаемый статьи нисколь
ко не будутъ повторешемъ сказаняаго.
Щ Р
Русская литература есть не туземное, а пе-
ресадное растете. Это обстоятельство даете
особенный характеръ ей самой и ея исторш;
%
не понять этого обстоятельства или не обра ■
%
тить на него всего вниманш¿-значите не но-
%
жять ни русской литературы, ни исторш. Мы
д начали ея характеристику сравненшмь — н
| продояжимъ сравнешемъ же. Одни раетен1я,
будучи перенесены въ новый климата и
пересажены въ новую почву, сохраняйте
свой прежшй видъ и свои прежшя качества;
|) другш изменяются въ томъ и другомъ по
в лш н т на нихъ новаго климата и новой
почвы. Русская литература можете быть
сравниваема сърастешями второго рода. Ея
исгорш, особенно до Пушкина (отчасти еще
и до сихъ поръ), состоитъ въ постоянномъ
■! стремлеяш — отрешиться отъ результатовъ
искусственной пересадки, взять корни въ
новой почве и укрепиться ея питательными