Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  145 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 145 / 734 Next Page
Page Background

2 8 1

I. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.

282

гу известно, когда русская публика дождет­

ся этого тома... Итакь, пока хорошо было

бы дождаться хоть доподнешя-то, об'Ьпдаи-

наго издателями трехъ послЬднихъ томовъ.

О немъ много толковала, и мы даже вид'Ь-

ли опыты приготовдетя къ этому делу, ко­

торое интересовало насъ еще и какъ удоб­

ный предлогъ къ началу обещанной нами

статьи о Пушкине. Но время шло, а вож­

деленное дополнеше не являлось, и мы,

право, не знаемъ, явится ли оно когда-ни­

будь; если же явится, то не потребуетъ ли

еще другого дополненш?.. Это решило насъ,

не дожидаясь исполнетя чужихъ обещашй,

приняться, наконецъ, за исполненш своихъ

собственныхъ.

Но кроме того была и еще другая, более

важная, тань сказать, более внутренняя при­

чина нашей медленности. Година безвремен­

ной смерти Пушкина съ теченшмъ дней ото­

двигается отъ настоящаго все далее и да­

лее, нечувствительно привыкаютъ смотреть

на поэтическое поприще Пушкина не какъ

на прерванное, но какъ на оконченное впол­

не. Много творческихъ тайнъ унесъ съ со­

бой въ раннюю могилу этотъ ногучй поэ-

тичесшй духъ;—но не тайну своего нрав­

ственна™ развит:я, которое достигло своей

апогеи, и потому обещало только рядъ ве-

ликихъ въ художественномъ отношенш со-

здатй, но уже не обещало новой литера­

турной эпохи, которая всегда ознаменовы­

вается не только новыми твореншми, но и

новымъ духомъ. Исключительные поклонни­

ки Пушкина, съ нимъ вместе вышедппе

на поприще жизни и подъ его влшшемъ

образовавшиеся эстетически, уже резко от­

деляются отъ новаго поколотя своей закос­

нелостью и своей тупостью въ деле разу­

м ели сменившихъ Пушкина корифеевъ рус­

ской литературы. Съ другой стороны, новое

поколение, развившееся на почве новой об­

щественности, образовавшееся подъ влшш­

емъ впечатлений отъ поэзш Гоголя и Лер­

монтова, высоко ценя Пушкина, въ то же

время судить о немъ безпристрастно и спо­

койно. Это значить, что общество движется,

идетъ впередъ черезъ свой вечный дро-

цессъ обновлетя иоколетй, и что для Пуш­

кина настаетъ уже потомство. На Руси все

рлстетъ не по годамъ, а по часамъ, и пять

летъ для нея—дочти векъ. Но новое мне­

т е о такомъ великомъ явденш, какъ Пуш-

кинъ, не могло образоваться вдругъ и явить­

ся совсемъ готовое; но какъ все живое, оно

должно было развиться изъ самой жизни

общества: каждый новый день, каждый но­

вый фактъ въ жизни и въ литературе дол­

жны были изменять и образ ь воззрев ¡я на

Пушкина.

По мере того, какъ рождались въ обще-

сгве новыя потребности, какъ изменялся его

характеръ и овладевали умомъ его новыя

думы, а сердце волновали новыя печали и

новыя надежды, порожденный совокупностью

всехъ фактовъ его движущейся жизни,—все

стали чувствовать, что Пушкинъ, не утра­

чивая въ настоящемъ и будущемъ своего

значенш, какъ поэтъ велиюй, темъ не ме­

нее былъ и поэтомъ своего времени, своей

эпохи, и что эго время уже прошло, эта

эпоха сменилась другой, у которой уже дру-

п я стремленш, думы и потребности. Вслед-

ствш этого Пушкинъ является передъ гла­

зами наступающаго для него потомства уже

въ двойетвенномъ виде: это уже не поэтъ,

безусловно велшпй и для настоящаго, и для

будущаго, какимъ онъ былъ для прошедпта-

го, но поэтъ, въ которомъ есть достоинства

безусловный и достоинства временныя, ко­

торый имЬетъ значеше артистическое и зна­

чеше исгорическое,—словомъ,' поэтъ, только

одной стороной принадлежащей настоящему

и будущему, которыя более иди менее удо­

влетворяются и будутъ удовлетворяться имъ,

а другой, большей и значительнейшей сто­

роной вполне удовлетворивши своему на­

стоящему, которое онъ вполне выразилъ и

которое для насъ—уже прошедшее. Правда,

Пушкинъ принадлежали къ числу тйхъ твор­

ческихъ гешевъ, техъ великихъ историче-

скихъ натуръ, которыя, работая для настоя­

щаго, пр1уготовляютъ будущее, и по тому

самому уже не могутъ принадлежать только

одному прошедшему; но въ томъ-то и ео-

стоитъ задача здравой критики, что она

должна определить значеше поэта и для

его настоящаго, и для будущаго, его исто­

рическое и его безусловное художественное

значеше. Задача эта не можетъ быть ре­

шена однажды навсегда на основанш чиста-

го разума: шЬть, рещенш ея должно быть

результатомъ историческаго движешя обще­

ства. Немъ выше явлеше, тЬмъ оно жизнен­

нее, а чЬмъ жизненнее явлеше, темъ более за­

в и с т ь его сознаше отъ движешя и разви­

тая самой жизни. Лучшее, что можно ска­

зать въ похвалу Пушкину и въ доказатель­

ство его величш,—то, что при самомъ нояв-

денш его на поэтическую арену, онъ встре-

ченъ былъ и безусловными похвалами не­

обдуманна™ энтузтзма, и ожесточенной бра­

нью людей, которые въ рождеши его поэти­

ческой славы увидели смерть етарыхъ ли-

тературныхъ понятШ, а вместе съ ними и

свою нравственную смерть, что запальчивые

крики похвалъ и порицашй не умолкали ни

на минуту ни въ продолжение всей его жизни,

ни послё самой его жизни, и что каждое

новое произведете его было яблокомъ раз­

дора и для публики, и для нривидегирован-

ныхъ судей дитературныхъ. Теперь утиха-