Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  141 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 141 / 734 Next Page
Page Background

273

].

критически

;

статьи

.

"74

и д'Ьдьнаго; но

веглядъ

его вообще тЬмъ не

менее одностороненъ, парадоксаленъ. Все,

чт5 говорить онъ о преобладали опытныхъ

наблюдетй и мелочного анализа въ есте­

ственных!, наукахъ,—все это отчасти спра­

ведливо;

Т'Ьмъ

не менее нельзя согласиться

съ нимъ, чтобъ это происходило отъ нрав-

ственнаго гшешя, огъ погасающей жизни:

■скорее можно .думать, что для естеетвенныхъ

наукъ не настало еще время общихъ фило-

софскихъ основашй именно по недостатку

фактовъ, которые могутъ быть добыты только

опытными наблюденими, и что этотъ-то со­

временный эмпиризмъ и долженъ со време-

лемъ приготовить философское развитю

естеетвенныхъ наукъ. Тотъ же смыслъ им’Ьетъ

и эта дробность знатй , вследствие которой

одинъ, занимаясь математикой, считаетъ себя

въ праве не иметь понятш объ исторш, а

другой, занимаясь политической экономий,

полагаетъ своей обязанностью быть невеждой

въ теерш искусства. Но что въ этомъ долж­

но видеть только переходное, следователь­

но, временное состояние, переломъ, а не кос-

н4н1е, какъ предвестники близкой смерти,—

это доказываютъ слова самого Фауста, что

все чувствуютъ и сознаютъ недостатокъ об­

щихъ вачалъ въ наукахъ и необходимость

знанш, какъ чего-то пфлаго, какъ науки о

жизни, о бытш, о сущемъ, въ обширномъ

значенш этого слова, а не какъ науки то

объ этомъ предмете, то о томъ. Смерть об-

ществъ всегда предшествуется полвымъ са-

модовольствомъ, всеобщей удовлетворенно-

ствю мелочами, полньшъ примирешемъ съ

тЬмъ, чт5 есть и какъ есть. Въ умирающихъ

общее твахъ нгЬтъ криковь и воплей на не­

достаточность настоящаго, пЬти новнхъ идей,

новьтхъ учешй, пЪтъ страдальцевъ за истину,

н£тъ борьбы,—все тихо подъ зеленой плъ-

сеныо гшгощаго болота. То ли мы видимъ

въ Европе? Фаустъ видптъ тамъ совершен­

ную гибель искусства, говорить о Россини,

о Беллини—и не говорить о Мейерберъ. И

давно ли были тамъ Моцартъ и Бетховенъ?

И неужели Европа каждый годъ обязана

представлять по новому гешю во веЬхъ го-

родахъ,—иначе она умерла? Четыре т а т е

мыслителя, какъ Еантъ, Фихте, Шеллингъ и

Гегель, непосредственно явивтшеея одинъ за

.другимъ: неужели этого мало? И если теперь

даже философы Гегеля относится въ Герма­

нии къ ученымъ, уже совершившими свой

кругъ,—теперь, когда самъ велишй Шел­

лингъ, им’Ьвшй несчастье пережить свой раз-

умъ, не уеп’Ьлъ никого обморочить своими

таинственными тетрадками, которыми столь­

ко д’Ьтъ обещали разрешить альфу и омегу

мудрости: неужели все это не показываетъ,

какой велитй т а г ъ сделало въ Гермаши

мышлеше?.. Но Фаустъ принадлежать ни

своей натуре къ тЗшъ замечательно элаети-

чеокимъ, широкими, но вместе съ темъ роб­

кими умамъ, которые вечно обманываются

оттого, что слишкомъ боятся обмануться.

Для такихъ умовъ быстрое падете доктринъ

и сиетемъ есть доказательство ихъ ничтож­

ности. Они верятъ только въ истину абстракт­

ную, которая бы вдругъ родилась совсемъ

готовая, какъ Паллада изъ головы Зевса, и

все бы тотчасъ единодушно признали ее и

поклонились ей. По недостатку историческаго

такта, эти умы не могутъ понять, что истина

развивается исторически, что она сеется,

поливается потомъ и нотомъ жнется, моло­

тится и веется, и что много шелухи должно

отвеять, чтобъ добраться до зеренъ. Еантъ

и Фихте должны были увидеть въ Шеллинге

свой конецъ, но не потому, чтобы онъ до­

казали безшгодность ихъ труда, а потому,

что все сделанное ими послужило основа-

шемъ для его труда, илп вошло въ его трудъ

какъ плодотворный элементы Такъ и все

идетъ въ исторш подобными же образомъ:

одно собьте рождаетъ другое, одинъ вели­

шй человеки служить ступенью для другого;

люди тутъ могутъ терять, и какому-нибудь

Шеллингу, конечно, не легко сознаться, что

не только его, некогда великаго вождя вре­

мени, но даже и того, кто первый заслонили

его собой и кто давно уже спитъ сномъ веч­

ности, даже и того далеко обогнали ими же

вызванный на трудъ и дело новыя поколе­

ний.. Удивительно ли, что Фаустъ не видптъ

прогресса въ наукахъ, утверждая, что древ-

ше знали больше нашего въ тайнахъ при­

роды, что алхимики среднихъ вековъ владе­

ли чуть ли не тайной философскаго камня,

который могъ и золото делать, н людямъ без-

смерые физическое давать? Удивительно ли,

что Фаустъ въ исторш видитъ только хаосъ

фактовъ, которые, будто бы, теперь всятй

толкуетъ по-своему?—Для кого настоящее

не есть выше прошедшаго, а будущее выше

настоящаго, тому во всеми будетъ казаться

застой, гтеш е и смерть. Умы въ роде Фауста

—истинные мученики науки; ч;Ьмъ больше

они знаютъ, темъ меньше они владеютъ зна-

темъ. Знаше делаетъ ихъ маятниками, и они

лучше весь веки будутъ качаться, нежели

на чемъ-нибудь остановиться, боясь оста­

новиться на неистине. Это люди, жаждупне

истины, съ благородной ревностью стремя-

пцеея къ ней, и въ то же время скептики

поневоле. Но ужъ проходить время скеп­

тицизма, и теперь всякое простое, честное

убеждете, даже ограниченное и односторон­

нее, ценится больше, чемъ самое многосто­

роннее сомнете, которое не см-ёетъ стать

ни уб'Ьждетемъ, ни отрицашемъ и по не-