Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  140 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 140 / 734 Next Page
Page Background

С0ЧЕНЕН1Я

В.

Г. ВЪЛИНСКАГО.

2 7 2

къ разе к;: амъ, а потому разсказы не совсймъ

вяжутся съ разговорами. Но эго еще не все:

разговоры ослабляюсь впечатл'Ьте разска-

зовъ. Правда, эти разговоры или беседы

им-Ьють большую занимательность, исполнены

мыслей; но почему же не сделать автору изъ

яихъ особой статьи? Онъ отчасти и сделали

это въ «Эпилоге», который имеешь большое

достоинство, но безъ всякаго отношешя къ

разсказамъ, и къ которому мы еще обратимся.

Вторая часть названа «Домашними Разго- |

ворами», хотя это назваше можетъ относить-?

ся только разве къ повести «Княжна Мами»,

а ко всеми другими разсказамъ и повестями,

вошедшими въ эту часть, нисколько нейдетъ.

Не понимаем ь, къ чему все это, если не къ

тому, чтобъ давать противъ себя оружш сво­

ими литературными недоброжелателями, ко-

торыхъ у князя Одоевскаго. какъ у всякаго

еидьнаго даровигаго писателя, очень много,

н которые рады будутъ обратить все свое

внимаше на эти мелочи, чтобъ не обратить

никакого вниманш на существенныя стороны

его сочинений! -с¿ааи®».--

.<

Въ «Эпилоге», какъ въ выводе изъ пред-

шествовавшихъ разговоровъ, развивается

мысль о нравственномъ гшенш Запада въ

настоящее время. Въ лице Фауста, который

играетъ главную роль во всЬхъ эгихъ раз-

говорахъ и въ «Эпилоге» особенно,—авторъ

хотели изобразить человека нашего времени,

впавшаго въ отчаяше сомнгЬшя, и уже не въ

внашя, а въ производстве чувства ищущаго

разрешения на свои вопросы. Следователь­

но, это—своего рода повесть, въ которой

авторъ представляетъ известный характеръ,

не отвечая за его действ!я или за его мн'Ь-

юя. Другими словами: этотъ «Эпилогъ» есть

вопроси, который авторъ предлагаешь обще- 4

ству, не принимая на себя обязанности ре­

шить его. Мы очень рады, что въ лице этого

в ы д у м а к н а г о Фауста мы можемъ отве­

тить на важный вопроси всеми д е й с т в и ­

т е л ь н ы м и Фаустами такого рода. Фауетъ

князя Одоевскаго—надо отдать ему полную

справедливость—говорить о деле съ зн а т -

емъ дела, говорить не общими местами, а

со всей оригинальностью самобытнаго взгля­

да, со всеми одушевлетемъ искреннего,

горячаго убеждешя. И между теми въ

его словахъ столько же парадоксовъ, сколь­

ко истинъ, а въ общеми выводе онъ со­

вершенно сходенъ съ такъ - называемыми

«славянофилами». Пока онъ говорить объ

ужасали царствующаго въ Европе паупе­

ризма (бедности), о страшномъ положенщ

рабочаго класса, умирающаго еъ голоду въ

кровожадныхъ, разбойничьигь вогтяхъ фа-

брикантовъ и разнаго рода нодрядчиковъ и

собственниковъ; о всеобщемъ скептицизме и

равнодушщ къ делу истины и убеждешя,—

27.1

V

когда говорить онъ обо всеми этомъ, нельзя

не соглашаться съ его доказательствами, по­

тому что она опираются и на логике, и на

фактахъ. Да, ужасно въ нравственномъ от­

ношении состоите современной Европы! Ска-

жемъ более: оно уже никому не новость,

особенно для самой Европы, и тамъ объ

этомъ и говорить, н пишутъ еще съ гораздо

большими знашемъ дЬла и большими

убе-

ждешемъ, нежели въ еостоянш делать это кто-

либо у насъ. Но какое же заключеше должно

сделать изъ этого взгляда на состоите Ев­

ропы?—Неужели согласиться съ Фаустомъ,

что Европа, того и гляди, прикажешь долго

жить, а мы, славяне, напечемъ блиновъ на

весь ипръ, да и давай поминки творить по

покойнице?.. Подобная мысль, если бъ о ея

существованш узнала Европа, никого не

ужаснула бы тамъ... Нельзя такъ легко де­

лать заключенш о такихъ тяжелыхъ вещахъ,

какова смерть—не только народа (морить

народы нами ужъ ни-почемъ), но целой, и

при томи лучшей, образованнейшей части

света. Европа больна,—это празда; но не

бойтесь, чтобъ она умерла: ея болезнь отъ

избытка здоровья, оть избытка жизненныхъ

силъ; это болезнь времеипая, это кризисъ

внутренней, подземной борьбы стараго съ

новыми:—это усилю отрешиться отъ обще-

ственныхъ основашй среднихъ вековъ и за­

менить ихъ основаниями, на разуме и натуре

человека основанными. Евроне не въ пер­

вый разъ быть больной: она была больна во

время крестовыхъ ноходовъ и ждала тогда

конца м!ра; она была больна передъ рефор­

мацией и во время реформацш,—а ведь не

умерла же къ удовольствие гоеподъ-душепри-

казчиковъ ея! Идя своей дорогой

*

развитая,

мы, руссгде, шгЬемъ слабость все явлешя за­

падной иеторш мерять на свой собственный

аршинъ: мудрено ли после этого, что Европа

представляется нами то домомъ умалишея-

ныхъ, то безнадежной больной? мы кричимъ:

«Запади, Востокъ! Тевтонское племя! Сла­

вянское племя!»—и забываемъ, что подъ

этими словами должно разуметь ч е л о в е ­

ч е с т в о . . . Мы предвидимъ наше великое

будущее, но хотимъ непременно иметь его

насчетъ смерти Европы: какой, по истине,

б р а т с к 1 й взглядъ на вещи! Не лучше ли,

не человечнее ли, не гуманнее ли разеу-

ждать такъ: насъ ожидаетъ безконечное раз­

вита, велише успехи въ будущемъ, но я

развитие Европы и ея успехи пойдутъ сво­

ими чередомъ? Неужели для счастья одного

брата непременно нужна гибель другого?

Какая не философская, не цивилизованная

и не христианская мысль!..

Говоря о хаотическомъ состояши науки и

искусства Европы, Фауетъ, въ книге князя

Одоевскаго, много говорить справедлива«)