Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  136 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 136 / 734 Next Page
Page Background

2 6 3

СОЧИНЕНШ В.

Г.

БЪЛИНСКАГО.

26Ф

Картина бала и смятенш, произведеннаго

страхомъ потопа, исполнены вдохновен ¡я

бурнаго и порывистаго, негодованш проро­

чески энергическаго. Здесь красноречш воз­

вышается до поэзш, а поэзш становится три­

буной. Чтобъ выписать все лучшее изъ этой

пьесы, надобно было бы списать ее всю. Но

мы думаемъ, что и этой выписки уже слшн-

комъ достаточно, чтобъ показать и выеокгй

талантъ автора, и высокое его призваше.

Было время, когда поэзш разделяли на

эпическую, лирическую, драматическую и еще

дидактическую. Но не столько ложность раз-

дфлгв т я , сколько пошлость образцовъ дидак­

тической поэзш изгнала изъ употребления

самое слово «дидактичесюй», какъ синонимъ

скуки, водянистости и прозаизма; но это не­

справедливо. Хотя сатира, напр., и принад­

лежите къ лирической поэзш, какъ выраже-

ше субъективнаго чувства, однако сатира не

есть произведете собственно поэзш, какъ

песня, злегш, ода, потому что въ ней всегда

видна слишкомъ определенная цель, и въ

нее входить слишкомъ большой посторонний

элемента. Въ сатире поэта является обличи-

телемъ, адвокатомъ, проповйдпикомъ, а поэ­

зш въ сатирй является больше какъ сред­

ство, нежели какъ самобытное искусство.

Сатира одно изъ техъ произведет!, въ ко-

торыхъ поэзш становится красноречщмъ,

красноречш—поэзшй. Знаменитые въ прош-

ломъ вйке «Сады» Делила не принадлежать

къ дидактической поэзш, потому что они

чужды какой бы то ни было поэзш; но са­

тиры Ювенала, ямбы Барбьё, пьеса Пуш­

кина «Поэта и чернь», пьесы Лермонтова

«Печально я гляжу на наше поколенье» и

«Поэта» суть произведенш столько же ди­

дактически!, сколько и поэтическш. Дидак­

тическая поэзш въ томъ смысле, какъ мы

ее понимаемъ, есть то громящее анаеемой

поучение, то страстная речь защитника доб­

ра; это родъ поэзш наиболее сощальный и

гражданский. Отсюда понятно, что у римлянъ

явился величайпнй сатирики въ мгре. Изъ

этого однако жъ не слёдуетъ, чтобы поэзш

должна была попрежнему разделяться на

эпическую, лирическую, драматическую и

дидактическую: дидактической поэзш нета,

но есть д и д а к т и з м ъ , который, какъ пре­

обладающий элемента, можетъ входить во

все три рода поэзш, преимущественно же

въ лирическую. Безъ паеоса невозможна ни­

какая поэзш, и дидактизмъ, чтобъ не уби­

вать поэзш, долженъ быть всегда преиспол-

ненъ страстнаго одушевлении Въ древности

были певцы, обрекавпне себя на возбуждеше

въ гражданахъ чувствъ доблести и любви

къ отечеству во время войнъ, и до насъ

дошло несколько одъ Тиртея, котораго анти-

лозтйчесше, не любившие изящныхъ ис-

кусствъ спартанцы выпросили у аоинянъ,

чтобъ онъ воспламенялъ своими песнями

духъ храбрости въ ихъ воинстве во время

кровавой борьбы ихъ съ мессинцами. Почему

же не быть поэтамъ, которые служили бьг

обществу, пробуждая и поддерживая въ его

членахъ етремлеше къ сознанш, къ жизни

умомъ и сердцемъ, единой сообразной съ че~

ловеческимъ достоинствомъ жизни? И неуже­

ли эти гражданств Тиртеи ниже Тиртеевъ-

войны? Храбрость составляетъ одно изъ до-

стоинствъ человека, особенно важное во­

время войны, но ч е л о в е ч н о с т ь всегда

и везде, въ войне и мире есть высшая до­

бродетель, высшее достоинство человека, по­

тому что безъ нея человекъ есть только

животное, темъ более отвратительное, что

вопреки здравому смыслу, будучи внутри жи­

вотными, снаружи имеетъ форму человека...

Мы выше сказали, что въ русской лите­

ратуре нетъ произведен^, который бы по-

своему духу и форме могли относиться къ

одному разряду съ теми пьесами князя Одоев-

скаго, о которыхъ говорено выше. Ихъ про­

тотипа надо искать въ сочиненшхъ Жаяъ-

Поля Рихтера, который, не будучи поэтомъ-

въ смысле творчества, темъ не менее обла­

дали замечательно сильной фантазией и не­

редко умели ею счастливо пользоваться для

выраженш философскихъ и преимущественно

нраветвенныхъ идей. Поэтому мы смотримъ

на Жанъ-Поля Рихтера, какъ на дидакти-

ческагб поэта. Талантъ этого рода имеетъ

еще то отличш отъ таланта чисто доэтиче-

скаго, чисто творческаго, что онъ тесно свя-

занъ съ одушевдетемъ одареннаго имъ лица

къ нравственными идеями. И потому мы

нередко видимъ, что люди, обладающее чи

сто поэтическими талантомъ, сохраняютъ его

долго, независимо отъ ихъ отношешй къ

жизни; но когда писатель, котораго напра­

влен^ преимущественно дидактическое, или

привыкаетъ, наконецъ, къ холоду жизни,

прежде возбуждающему въ немъ громовое

негодованш, или допускаета сомненш осла­

бить въ себе энергш убежденш,—тогда его

талантъ исчезаетъ вместе съ упадкомъ его

нравственной силы. Это потому, что такой

талантъ есть своего рода добродетель.

Нами не безъ основанш могутъ заметить,

что т а т я произведенш, какъ «Бригадирь»,

«Балъ» и «Насмешка Мертвеца», могутъ

читаться не всегда, и при томъ не во вся-

комъ расположенш духа, и что для умовъ

зрелыхъ и закаленныхъ въ борьбе съ жизнью

подобный дидактизмъ не вполне поучите-

ленъ. Не споримъ противъ этого. Но какъ

различны потребности возрастовъ и состоя-

шй, такъ различны и средства къ ихъ удо-

влетворешю. Есть люди, которые съ востор-

гомъ будуть читать трагедш Шиллера,

в