Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  138 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 138 / 734 Next Page
Page Background

267

СОЧИНЕНШ В. Г. БЪЛИНСКАГО.

268

-

tis ta P ira n e s i“, «Последшй Квартетъ Бет­

ховена», «Импровизаторъ» и «Себасттвъ Бахт,»,

образуютъ собой особенную cepiro дидакти-

ческихъ произведен^, и всЬ oxrh возбудили

при своемъ' появленш большое внимаше. Въ

нихъ развивается какая-нибудь или психо­

логическая мысль, иди взглядъ на искусство

и художника. Первая изъ нихъ, „Орете del

C avaliere G iam b atiste P ira n e s i“, есть—

кто бы могъ подумать?—апоееоза сумасше­

ствий.. Ибо что другое, какъ не жел ате

апоееозировать сумасшествш, могло заставить

автора взять на себя трудъ представить

архитектора, который помЬшалея на мысли

строить зданш изъ горъ,' переставлять горы

съ места на место и д’Ьлать тому подобное?..

Такое состояше, по нашему мненио, отнюдь

не показываютъ гешальности, но, напротивъ,

свид’Ьтельствуетъ' о слабой нервической нату­

ре, которая не выдерживаетъ тяжести разум­

ной действительности,—и Пиранези таковъ,

какимъ представляетъ его князь ОдоевскШ,

достоинъ жалости, какъ всяких сумасшедппй,

но не внимашя, какъ всятй замечательный

человйкъ. Гешй творить великое, но воз­

можное: о громадномъ, но невозможноыъ

можетъ мечтать только разстроенная и бо­

лезненная фантазш.—-Въ «Импровизаторе»

прекрасно развита мысль о безплодностй и

вреде знамя, приобретенного безъ труда и

усилiS, какъ источнике самаго пошлаго и

темь не менее мучительнаго скептицизма,

результатами котораго всегда бываетъ искрен­

нее примиревш съ пошлостью внешней жизнп.

«Себасттанъ Б ахъ » - родъ бшграфш-иовести,

въ которой жизнь художника представлена

въ связи съ развитаемъ и значеншмъ его

таланта. Это скорее бшграфш таланта, чемъ

бшграфш человека. Она вводить читателя

въ святилище гешя Баха и критически зна­

комить его съ нимъ. Жизнь Себастиана

Баха изложена княземъ Одоевскими въ духе

немецкаго воззренш на искусство и немец-

каго музыкальнаго веровашя, которое на

итальянскую музыку емохрить какъ на рас­

коли, которое, вместе съ этими гешальнымъ

и простодушными старинными мастеромъ,

боится лучшаго въ Mipe музыкальнаго инстру­

мента—челоьеческаго голоса, какъ слишкомъ

исполненнаго страсти, профанирующей ис­

кусство въ той заоблачной и по тому самому

нисколько холодной сфере, въ которой экс-

центрнчесше немцы хотятъ видеть царство

истиннаго искусства. Однако это нисколько

не мешаетъ поэтической б1огрхаф1и Себасиана

Баха быта до того мастерски изложенной,

до того живой и увлекательной, что

ее

нель­

зя чихать безъ интереса даже людями, ко­

торые недалеки въ зн ати музыки. Это зна­

чить, что въ ней авторъ коснулся тЬхъ об-

щихъ сторонъ, которыя и въ музыканте

прежде всего показываютъ художника, а по­

томи уже музыканта.

„ Im b ro g lio “, «Сильфида», «Саламандра».

«Южный Береги Финляпдш въ началЬ ХУНТ

столетш», «Княжна Мнмп» и «Княжна Зп—

зи»—все эти пьесы образуютъ собой рядь

повестей собственно. Лучшая между ними

и одно изъ лучшихъ произведен^ князя

Одоевекаго есть «Княжна Мими». Несмотря

на ея нисколько не лиричесшй характеръ,

она верна тому направленно таланта автора,

которое мы столько уважаемъ и которое мы

видимъ въ его пьесахъ «Бригадирь», «Бали*-

и «Насмешка Мертвеца». Это мастерски на­

писанная картина изъ светскаго быта. Со­

держите ея очень просто: гибель прекрас­

ной женщины, которую ожидало счастье

вдвоемъ и которая вполне была достойна

этого счастья,- гибель этой женщины отъ

сплетни, сочиненной старой девой. Верный

своему направленно, авторъ выводить на­

ружу внутреннШ паеосъ повести въ этнхъ

немногихъ, но пророчески обличительных ь

словахъ: «Есть поступки, которые пресле­

дуются обществомъ: погибаютъ виновные,

догибаютъ невинные. Есть люди, которые

полными руками сЕють б’Ьдствш, въ душахъ

высокихъ и иежныхъ возбуждаютъ отвраще-

ше къ человечеству, словомъ, торжественно-

подпиливаютъ основанш обществами об­

щество согреваетъ ихъ въ груди своей, какъ

безсмыеленное солнце, которое равнодушно-

всходить й надъ криками битвы, и надъ

молитвой мудраго.» Но героиня повести,

княжна Ыпми, не принесена авторомъ въ

жертву моральности: онъ раскрываетъ пе-

редъ читателями те неотразимыя причины,.

вел'Ьдстгле которыхъ она должна была сде­

латься злой сплетницей; онъ показываеть,.

что гораздо прежде, нежели она начала под­

пиливать основы общества, это общество

сгубило въ ней все хорошее и развило все

дурное. Она была старая дйва и зпала, что

такое «тихьй шопотъ, неприметная улыбка,

явныя или воображаемая насмешки, падаю-

mi я

на бедную девушку, которая не имела

довольно искусства, или имела слишкомъ

много благородства, чтобъ продать себя въ

замужество по расчетами.» Превосходный

разсказъ, простота п естественность завязки

и развязки, выдержанность характеровъ, зна-

ше свйта—дЬлаюгь «Княжну Мими» одной

изъ

лучпшхъ русскихъ повестей.

Повесть «Княжна Зизи» уетунаетъ въ до­

стоинстве повести «Княжна Мима»,—чт<У

однако жъ не мешаетъ и ей быть интересной

и занимательной. Основная идея—нодожеше

въ обществе женщины, которая по своему

сердцу, по душе, соотавляетъ исключеше

изъ общества и дорого платить за свое не­

знание людей и жизни, которыми слишкомъ