Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  139 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 139 / 734 Next Page
Page Background

269

I. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.

270

доверялась, потому что судила о нихъ по

самой

себе.

«Сильфида» принадлежите, къ темъ произ-

веденшмъ киязя Одоевскаго, въ которыхъ онъ

решительно началъ уклоняться оть своего

прежпяго нaпpaвлeиiя въ пользу какого-то

страннаго фантазма Отсюда происходить то,

что съ этихъ поръ каждое изъ его произве-

дешй имееть две стороны—сторону досто-

инствъ и сторону недостатковъ. Пока авторъ

держится действительности, его талантъ увле-

катеденъ цопрежпему и проблесками поэзга,

и необыкновенно умными мыслями; но какъ

скоро онъ впадаетъ въ фантастическое,

изумленный читатель поневоле задаетъ себе

вопросы шутить съ нпмъ авторъ, или го­

ворить серьезно? Герой повести «Сильфида»

очень занимаетъ насъ, пока мы видимъ его

въ простыхъ человеческихъ отношешяхъ къ

людямъ н жизни; но наше участи къ нему,

несмотря на искусство и выеошй таланть

автора, тотчасъ погаеаетъ, какъ скоро онъ

началъ отыскивать какую то Сильфиду на

дне

миски

съ водой и бирюзовымъ перстнемъ.

Авторъ (сколько можемъ мы понять при на-

шемъ совершепномъ невежестве въ делахъ

волшебства, видешй и галлюци'нащй) хотелъ

въ герое «Сильфиды» изобразить идалъ

одного изъ техъ высокихъ безумцевъ, кото­

рыхъ внутреннему созерцанш (будто бы) до­

ступны сокровенный и превыспреннш тайны

жизни. Но, увы! уважены къ безумцами

давно уже, и при томъ безвозвратно, прошло

въ просвещенной Европе, и вдохновенныхъ

сантоновъ уважають теперь только въ непро­

свещенной Турцш!.. Точно то же можно

сказать и о двухъ большихъ повестяхъ, ко­

торый, впрочемъ, не особый повести, а две

части одной и той же повести—«Саламандра»

и «Южный Берегъ Финляндщ въ начале

XVIII столеПя». Тута есть прекрасныя кар­

тины русскаго быта финновъ, прекрасная

финнская легенда о борьбе Петра Великаго

съ Карломъ ХП-мъ; есть картины русскаго

быта при Петре Великомъ и вскоре после

него; есть удачные очерки характеровъ; сама

эта полудикая Эльса, въ противоположность

еъ образованной Марьей Егоровной, такъ

интересна... Но Саламандра, ея роль вь

повести, разный магнетически и друпя чу­

деса, исканы философскаго камня и обрете- '

т е его, — все это было для насъ непо­

нятно; а чего мы не понимаетъ, темъ не

можемъ и восхищаться... При томъ же мы

ииеемъ глубокое и твердое убеждены, что

таюя пружины для возбуждены интереса въ

читателяхъ уже давно устарели и ни на

кого не могутъ действовать. Теперь нкпка­

ше толпы можетъ покорять только созна­

тельно-разумное, только разумно-действи­

тельное, а волшебство и видены людей съ

разстроенньши нервами принадлежать къ

веденш медицины, а не искусства. И что

было плодомъ этого гтоваго направлены князя

Одоевскаго?— «Необойденный Домъ», въ ко-

торомъ едва ли ~что нибудь поймутъ какъ

образованные люди, не для которыхъ писана

ста страино-фантастнческая повесть, такъ

и простолюдины, для которыхъ она писана,

и которые, вероятно, никогда не узнаютъ и

•о ея существовали!..

Но это направлены явилось въ сочияи-

ншхъ князя Одоевскаго не въ последнее

только время. Еще въ 1833 году издалъ онъ

свои «Пестрыя Сказки», въ которыхъ было

несколько прекрасныхъ юморпстическихъ

очерковъ, какъ, напримеръ: «Исторш о пе­

тухе, кошке и лягушке», «Сказка о томъ,

по какому случаю коллежскому советнику

Отношенью не удалось въ светлое вос­

кресенье поздравить своихъ начальпиковъ

съ праздникомъ», «Сказка о мертвомъ

теле, неизвестно кому принаддежащемъ».

Но между этими очерками была пьеса

«Игоша», въ которой все понятно, отъ пер-

ваго до последняго слова, н которая поэтому

вполне заслуживаем, названы фантастиче­

ской. Мы имеемъ причины думать, что на

это фантастическое направлены нашего да-

ровитаго писателя имелъ большое вл!ян!с

Гофманъ. Но фантазмъ Гофмана составляли

его натуру, и Гофманъ въ еамыхъ нелепыхъ

дурачествахъ своей фантаз!и умЬдь быть

вернымъ идее. Поэтому весьма опасно по­

дражать ему: можно занять и даже преуве­

личить его недостатки, не заимствовавъ его

достоинстзъ. Сверхъ того фантазмъ соста-

вляета самую слабую сторону вь сочияе-

т я х ъ Гофмана; истанную и высокую сторону

его таланта составляетъ глубокая любовь кь

искусству и разумное посшжены его зако-

новъ, е.дшй юморъ и всегда живая мысль.

Можетъ быть, это же влшны Гофмана за­

ставило князя Одоевскаго дать странную

форму первой части его сочинешй, которую

онъ отлнчилъ отъ другихъ страннымъ на­

зваными «Русскихъ Ночей». Подобно зна-

менитымъ «Серашоновымъ Братьямъ», онъ

заставилъ несколько молодыхъ людей беседо­

вать по ночами о жизни, науке, искусстве и

тому подобныхъ предметахъ. Вследствие это-

; го лучппя пьесы его—«Бригадирь», «Балъ»,

«Насмешка Мертвеца», «Импровизаторъ» и

«Себастшгь Бахъ», написанныя имъ гораз­

до прежде, нежели, можетъ быть, родилась

у него мысль о «Русскихъ Ночахъ», явились

въ какой-то неестественной и насильствен­

ной связи между собой; они читаются Фау-

стомъ (нредс4дателемъ «Русскихъ Ночей»)

изъ какой-то рукописи по поводу разговоровъ

его съ друзьями о разныхъ предметахъ. Раз­

умеется эти разговоры пригнаны авгоромъ