Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  131 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 131 / 734 Next Page
Page Background

253

I. КРИТИЧЕСШЯ СТАТЬИ.

254

блестящш надежды, оказались совершенно

безнадежными; друие, которые пользовались

большой известностью, вдругъ пришли въ

забвеше. Но какъ движете, произведенное

такъ-назт- >пМЬШЪ «романтизмомъ», развя­

зало руки и ноги нашей литературе, то оно

все продолжалось и продолжалось; новое се­

годня становилось завтра если еще не ста­

рыми, то уже и не новыми; на место одной

забытой знаменитости являлось нисколько

новыхъ; ви литературу безпрестанно входили

новые элементы, содержите ея расширялось,

формы разнообразились, характери стано­

вился самобытнее. И теперь уже немнопе

помнятп эти споры и эту борьбу; писателей

дбляти по эпохами, ви который они действо­

вали, и по таланту, который они выказы­

вали; но уже нети более ни классикови, ни

романтикови; ни содержите, ни форма уже

не приводить въ изумдеше своей оригиналь­

ностью, но чемъ оне оригинальнее, теми

больше возбуждаютъ внимаше. Лучшш сти-

хотворенщ Майкова, одного изъ особенно

замечательныхъ поэтови нашего времени,

принадлежать къ антологическому роду,—

и потому они гораздо больше, нежели все

наши поэты старой школы, имеетъ право

называться классическими поэтоми; и одна­

ко жъ его таки же никто не называети клас-

сикомъ, какъ и романтикомъ. Въ поэзш

Пушкина есть элементы и романтичесше, и

классичесше, и элементы восточной поэзш,

и въ то же время въ ней таки много при­

надлежащего собственно нашей эпохе, на­

шему времени; какъ же теперь называть его

романтикомъ? Онъ просто поэтъ, и при томи

поэть велишй! Теперь каждый талантъ, и

велишй, и малый, хочегь быть не класси-

комъ, не романтикомъ, а поэтоми, следова­

тельно, хочетъ равно брать дань' со всего

человеческаго — и благо ему, если онъ, не

чуждаясь ни древняго, ни стараго, ни новаго,

во всеми этомъ умеетъ быть с о в р е м е н ­

ными !.. Эту многосторонность, эту свободу

наша литература пртбрйла все-таки черезъ

борьбу мнимаго романтизма съ мнимыми

классицизмомъ!

Между множествомъ эфемерныхъ явлешй,

вызванныхъ тогда новизной и обязанный,

ей своей минутной известностью, были яр-

ше таланты, которые считали за необходи­

мость не останавливаться на первомъ успе­

хе,

но итти за временемъ. Конечно, не все

изъ нихъ шли до конца, но иные останови­

лись на полудороге, и едва ли хотя одинъ

дошелъ до конца пути своего, то есть сде­

лали все, чего могли отъ него ожидать, и

чтб въ силахъ быль бы онъ выполнить.-

Вообще доходить до конца какъ-то не въ

«удьбЬ русскихъ писателей, особенно съ нб-

Жотораго времени. И если Державинъ, Дми-

тршвъ и Крыловъ дожили до сединъ, обре-

мененныхъ лаврами, зато сколько путей,

различными образомъ прерванныхъ! Ломо-

носовъ умеръ пятидесяти лети съ полными

сознашемъ, что онъ моги бы еще много

сделать и что онъ гораздо меньше сделали,

нежели сколько надеялся. Велишй человеки

винили себя и въ своей преждевременной

смерти, и въ томи, что онъ, по его со-

знаваю, сделали таки мало; но его жизнь

и деятельность зависели не отъ него, а

отъ той действительности, въ которой таки

одиноко были онъ вызвать судьбой действо­

вать. Фонвизинъ написали свое последнее

и лучшее произведен^ на тридцать-седьмомъ

году отъ рождешя, и после того провели

целый десять лети разбитый параличомъ и

въ состояши совершенной недеятельности.

Карамзинъ сошелъ въ могилу хотя уже и

въ летахъ, но еще въ норе силъ своихъ и

далеко не кончивъ своего великаго труда.

Озеровъ напасали всего пять трагедгй и

умеръ на сорокъ-шестомъ году вследствш

долговременной болезни, съ которой было

сопряжено разстройство умотвенныхъ силъ.

Баттошковъ погибъ для литературы и обще­

ства во цвете летъ и силъ своихъ, подавъ

такш блестящая, ташя богатый надежды.»

Нужно ли говорить о томъ, какъ прервалась

поэтическая деятельность трехъ великихъ

славь нашей литературы — Грибоедова,

Пушкина и Лермонтова?.. А сколько менЬе

огромныхъ и столь же безвременныхъ по­

терь! Веневитиновъ умеръ почти при еа-

момъ начале своего столь много обещавша-

шаго дитературнаго поприща. Подежаевъ

палъ жертвой избытка собственныхъ силъ,

дурно уравновешанныхъ природой и еще

хуже направленныхъ воспитатемъ и жизныо-

Все эти утраты какъ-то невольно приходятъ

въ голову теперь, по случаю внезапной

вести о смерти Баратынскаго,—поэта съ та­

кими замечательными талантомъ, одного

изъ товарищей и сподвижниковъ Пушкина.

И сколько въ последнее д е с я т ай т е было

подобныхъ утрать!., только и слышишь,

что о паденш прежнихъ бойцовъ, сражен­

ными то смертью, то — чтб еще хуже—

жизнью... Ужасно умереть прежде времени,

но еще ужаснее пережить свою деятель­

ность, и только изредка новыми, но уже

слабыми произведенной напоминать о пре­

красной поре своей прежней деятельности.

Эта нравственная смерть ^производить въ

нашей литературе еще больше опустошешй,

чемъ физическая. Причина ея столь же по­

нятна, сколько и горестна, и лучше скор­

беть о ней, нежели высокоумно разсуждать

о томъ, какимъ бы образомъ моги ея

избе­

гнуть тотъ иди другой авторъ, или горда

осуждать его за то, что онъ не могъ

ев