Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  130 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 130 / 734 Next Page
Page Background

251

СОЧИНЕШЯ В. Г. БЪДИНСКАГО.

252

родовъ. Но брошенная гешемъ идея прини­

малась бы слишкомъ медленно, если бъ не

подхватывали ее на-лету таланты и дарова­

ние роль и назначеше ноторыхъ—-быть по­

средниками между гешяыи и толпой. Даже

искажая и делая пошлой Мысль генш, они

тЬмъ самымъ нриближаютъ ее къ понятаю

толпы. Напиши Эженъ Сю свой романъ безъ

мелодраматическихъ прикрась, просто, есте­

ственно, съ строгой верностью действитель­

ности,—его оценили бы только

те,

для кото­

рыхъ заключенная въ немъ идея отнюдь не

новость, и его не прочли бы именно те, для

которыхъ эта идея совершенно новость. Раз­

умеется, Эженъ Сю не могъ бы лучше на­

писать, если бъ и хот\гь, но потому-то и

успелъ онъ, что талая

р а

его по-илечу де-

сяткамъ и сотиямъ тыеячъ читателей, и по­

тому эти десятки и сотни тыеячъ чита­

телей теперь думаютъ о томъ, о чемъ прежде

не думали, и знаютъ то, чего прежде не

знали.

Сочинены князя В. 0. Одоевскаго.

Спб. 1844. Три части.

Князь Одоевсюй принадлежитъ къ числу

наиболее уважаемыхъ изъ современныхъ рус-

скихъ писателей,—и между тймъ ничего не

можетъ быть неопределеннее известности,

которой онъ пользуется. Скажемъ более: имя

его гораздо известнее, нежели его сочинешя.

Это несколько странное явлевпе имеетъ две

причины: одну чисто-внешнюю, случайную,

другую—внутреннюю и необходимую. Князь

Одоевсюй выступилъ на литературное по­

прище въ 1824 году, въ эпоху совершеннаго

переворота въ русской литературе, когда но­

вый понятая вооружились противъ старыхъ,

новыя славы и знаменитости начали проти­

вопоставляться авторитетамъ, которые до того

времени считались непогрешительнымн образ­

цами и далее которыхъ итти въ мысли или

въ форме строжайше запрещалось дитера-

турнымъ кодексомъ, получившимъ имя кдас-

сическаго и яо давности времени пользовав-

шагося значешемъ корана. Эта борьба ста-

раго и новаго известна подъ именемъ борьбы

романтизма съ классицизмомъ. Если сказать

по правде, тутъ не было ни классицизма, ни

романтизма, а была только борьба умствен-

наго движешя съ уметвеннымъ застоемъ; но

борьба, какая бы она ни была, редко носить

имя того дела, за которое она возникла, и это

имя, равно какъ и значенш этого деда почти

всегда узнаются уже тогда, какъ борьба кон­

чится. Все думали, что споръ быдъ за то, то-

торые писатели должны быть образцами—

древше ли греческш и латинеше, и ихъ раб-

сше подражатели — французеше классики

ХУП и XVIII столетай, или новые—Шек-

сдиръ, Байронъ, Вальтеръ-Скоттъ, Шиддеръ

и Гёте; а между темъ въ сущности-то спо­

рили о томъ, нмеетъ ли право на титло поэта,

и еще при томъ ведикаго, такой поэтъ, какъ

Пушкинъ, который не употребдяетъ «пшти-

ческихъ вольностей»,—вместо шершаваго,

тяжелаго, скрипучаго и прозаическаго стиха

употребдяетъ стихъ гладшй, легтй, гармо-

ничесшй,—вместо одъ пишетъ элегш; вместо

надутаго и натянутаго слога держится слога

естественна«) и благородно-простого,—поэ­

мами называетъ маленьшя повести, где

действуютъ люди , вместо того, чтобъ раз­

уметь подъ ними холодный описанш на одинъ

и тотъ же ходульный тонъ знаменитыхъ со­

бытий, где действуютъ г е р о и съ ихъ на­

персниками и вестниками;—словомъ, поэтъ,

который тайны души и сердца человека

дерзнулъ предпочесть пдошечнымъ иллюми-

нацйшъ. Вследствш движешя, даннаго пре­

имущественно явленшмъ Пушкина, молодые

люди, выходившш тогда на литературное по­

прище, усердно гонялись за новизной, счи­

тали ее за романтизмъ. Стихи ихъ были гладки

и легки, фраза блистала новыми оборотами,

мысли и чувства отличались какой-то све­

жестью, потому что не были повторешемъ и

перебивкой уже всемъ знакомыхъ и пере-

знакомыхъ мыслей и чувствъ. Въ прозе

видно было то же самое стремлеше—найти

новые источники мыслей и новыя формы

для нихъ. Разумеется, источникомъ всего

этого «новаго» служили для нихъ иностран­

ный литературы; но для большинства нашей

читающей публики того времени все это

действительно было слишкомъ ново, а потому

и казалось ярко-оригинальнымъ и смело-са-

мобытнымъ. И вотъ почему въ тб блаженныя

времена слава доставалась такъ легко, такъ

дешево, а известность была просто ни-почемъ.

Разумеется, подобная новизна не могла но

состареться скоро, и вследствш этого многш

люди, о которыхъ думали, что они подавали