Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  128 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 128 / 734 Next Page
Page Background

247

СОЧИНЕНТЯ В. Г. БЪЛИВСКАГО.

248

умиранищй отъ ядовптаго кинжала Сесили,

и Родольфъ, случаемъ спасающийся отъ той

же смерти,—эффектъ. Лучше всЬхъ другихъ

злодеевъ изображены—вдова Mapciaib (не

везде, впрочемъ, выдержанная), дочь ея

Тыква (очень хорошо очерченная) и Ске-

детъ. Графиня Макъ - Грегоръ обрисована

довольно удачно, хотя и переутрирована; но

братецъ ея Томъ очень нохожъ на болвана,

съ которымъ пграютъ въ вистъ, когда не-

достаетъ четвертаго. Онъ потому только вер­

тится въ романе, что безъ него Саре нельзя

таскаться по кабакамъ и харчевнями...

Что же, спросятъ насъ, неужели въ «Па-

рижскихъ Тайнахъ» н4тъ ничего хорошаго,

д есть только одно дурное? НЬтъ, въ цйломъ

этотъ романъ—верхъ нелепости, но частно- ,

сти въ немъ недурны. Таковы характеры—

Резака (впрочемъ, невыдержанный), Mapci-

аля и особенно Волчихи, Пикъ-Венегра, Ри-

годетты, доктора Грифона, г. и г-жи Пинле.

Не дурны некоторые эпизоды, какъ-то: раз-

сказъ въ тюрьме Пикъ-Венегра, страдашя

баронессы Фермонъ и ея дочери, картина

етрадашя семейства Морель, исторш Луизы,

сцены на острове Грабителя. Но все это не

более какъ не дурно, и во всемъ этомъ ви-

денъ не даровитый жнвопиеецъ-творецъ, а

ловк1й ученикъ академш, набившей руку,

присмотревппйся къ картинамъ мастеровъ и

кое-какъ умеюшдй съ плеча чертить фигуры,

иныя такъ себе—не дурныя, а иныя очень

плохш, и никогда не умеющей написать ни­

чего полнаго и стройнаго. Многое, что въ рус-

скомъ писатель показалось бы талантомъ,

во французскомъ—не болЬе, какъ образован­

ность, навыкъ, привычка. Языки француз­

ской до того выработанъ, что рЬдшй фран-

Ц; зъ не умЬегь прекрасно владеть имъ; сти-

xi и общественной жизни до того разнообразны

и определенны, что есть, откуда брать готовые

матершлы для сочинешй—умМ лишь копи­

ровать хорошо; литература французская до

того богата, что всякому легко блистать чу­

жими умомъ и чужими талантомъ при не-

большомъ количеств^ своихъ собственяыхъ.

Но въ цЬломъ, повторяемъ, романъ Эжена

Сю—верхъ нелепости. Большая часть харак-

теровъ, и при томъ самыхъ главныхъ, —без­

образно нелепа, событш завязываются на­

сильно, а развязываются посредствомъ dens

ex m ach ina. Мы уже говорили о томъ и дру-

гомъ; прибавимъ еще несколько чертъ каса­

тельно послЬдняго. Многочислендыя дей­

ствующи! лица поставлены въ насильствен­

ный отношенш другъ къ другу. Такъ, напри-

мЬръ, Полидори развращаетъ Родольфа въ

его юности, помогаетъ Саре Макъ-Грегоръ,—

и

онъ же помогаетъ потомъ г-жй Роланъ отра­

вить графиню Дорбиньи, мать маркизы Дор-

виль; сверхъ того онъ—сообщники Жака Фер-

рана во всехъ его злодействахъ и участво­

вали въ погибели семейства Фермонъ: ви­

дите ли, какой гордшвъ узелъ разныхъ хнтро-

сплетенШ! Но всезнаюнцй, везде успйваюещй

великей Родольфъ не хуже Александра Ма-

кедонскаго справляется съ этими узломъ. Слу­

чайная покупка комода на толкучемъ рынке

и попавшееся въ немъ письмо наводятъ Ро-

додьфа на следы баронессы Фермонъ; а квар­

тира въ домЬ «Красной Руки» даетъ ему

возможность напасть на следы Полидори, ко-

тораго онъ узнаетъ въ ложномъ Брадаманти,

и во-время послать Мурфа въ Нормандш для

спасенш глуиаго графа Дорбиньи отъ яда,

Въ самомъ дЬле, опоздай маркиза Дорвиль

съ Мурфомъ хоть минутой—графи Дорбиньи

быль бы отравленъ. Такими же точно обра-

зомъ Родольфъ успели заблаговременноузнать

о злодейскнхъ умыелахъ Скелета и другихъ

преступниковъ на жизнь Жермена; кстати

воротился тутъ РЬзака, о которомъ Родольфъ

думали, что онъ уже въ Африке, и очень

успешно и еще более эффектно защитили

Жермена. Смерть самого Резаки воспосле­

довала также очень эффектно: во-первыхъ,

онъ умеръ за своего благодетеля, и во-вто-

рыхъ, умеръ отъ ножа, которымъ сами убит

валъ другихъ. Отчего же Мастакъ не поглбъ

отъ ножа и даже нашелъ себе вирное при­

станище въ доме умалишенныхъ? За раска-

яше?—Но ведь Резака тоже раскаялся и еще

искреннее, не говоря уже о томъ, что онъ

никогда не былъ такими извергомъ, какъ

Мастакъ? Отчего же Сычиха погабла отъ

руки, а не отъ кинжала, которымъ она въ

этотъ же день смертельно ранила графиню

Сару Макъ-Грегоръ? А знаете ли, зачймъ

она ее ранила?—Затймъ, чтобы дать Родольфу

возможность жениться на маркизе Дорвиль.

За теми же застрелился и маркизъ Дорвиль...

Какъ все это пошло!

Некоторые смотрятъ на «Парижскш Тай­

ны», какъ на дидактдчесюй романъ, и дока-

зываютъ ими возможность и законность дп-

дактическаго рода поэзш. «Парижскш Тай­

ны» действительно—романъ дидакгичесый,

но онъ-то именно и доказываетъ невозмож­

ность и незаконность дидактическаго рода

поэзш. Однако жъ, скажуть нами,—этотъ ро­

манъ достигъ своей цели. Правда, онъ заста­

вили общество потолковать несколько вре­

мени о народе—до новой новости; можегъ

быть даже, что вслйдствш ,его французсюе

законодатели поторопятся подумать о какихъ-

нибудь способахъ къ улучшен!ю участи не-

счастныхъ бедняковъ, —и въ такомъ случай

романъ полезенъ; но теми не мепбе онъ все-

таки не романъ, а сказка, и при томъ довольно

нелепая. Если бъ кто-нибудь,узнавъ о тайномъ

убйствй, написалъ повёсть, которая навела

бы

полищю на следы престуиленш,—посту-