235
С0ЧИНЕН1Я В. Г . БВДИНСКАГО.
236
съ другой точки и померить ихъ другимъ
аршиномъ, кроме ихъ успеха,
у .
е. кроме
эаплаченныхъ за нихъ денегъ. Это мы счи-
таемъ даже нашей обязанностью, потому что
«Парижекш Тайны» имели большой успехи
и въ Роса и, какъ и везде. Благодаря хоро
шему, хотя и неполному переводу Строева,
съ этимъ романомъ теперь познакомится и
та часть русской публики, которая не мо-
жетъ читать иностранныя произведенш въ
оригинале. О «Парижскихъ Тайнахъ» гово
рить и толкуютъ у насъ и въ провинцш, а
некоторые столичные журналы отпускаютъ
ирегромюя фразы о гетальности Эжена Сю
ж
безсмертш его «Парижскихъ Тайнъ», оста
вляя, впрочемъ, для своей публики непро-
жицаемой тайной причины такой гешаль
ности и такого безсмертш. Въ свое время
мы уже сказали наше м н ете и въ отделе
«Иностранной Словесности» представили мно
гое одного изъ лучшихъ современныхъ кри-
тиковъ во Францш о «Парижскихъ Тай-
жахъ». Этого было бы и довольно; но могли
ли мы тогда думать, чтобъ «Парижекш Тай
ны» до такой степени могли заинтересовать
русскую публику? Говорить же о предметахъ
общаго интереса—дело журнала. Итакъ, бу-
демъ еще говорить о«Парижскихъ Тайнахъ».
Основная мысль этого романа истинна и
благородна. Авторъ хотели представить раз
вратному, эгоистическому, обоготворившему
златого тельца обществу зрелище страдашй
несчастныхъ, осужденныхъ на невежество и
нищету, а невежествомъ и нищетой—на по-
рокъ и преступленш. Не знаемъ, заставила
ли эта картина, которую авторъ нариеовалъ,
какъ умели заставила ли она содрогнуться
это общество среди его торговыхъ и дро-
мышленныхъ оргШ; но знаемъ, что она раз
дражила это общество,—и оно обвинило ав
тора въ безнравственности! Въ наше время
слова «нравственность» и «безнравствен
ность» сделались очень гибкими и ихъ те
перь легко прилагать по произволу, къ чему
вамъ угодно. Посмотрите, напримеръ, на это
го господина, который съ такими достоин-
ствомъ носить свое толстое чрево, поглотив
шее въ себя столько сдезъ и крови безза
щитной невинности,—этого господина, на ли
це котораго выражается такое довольство са
мими собой, что вы не можете не убедиться
съ перваго взгляда въ полноте его глубокихъ
сундуковъ, схоронившихъ въ себе и безвоз
мездный трудъ бедняка, и законное наслед
ство сироты. Онъ, этотъ господинъ съ голо
вой осла на туловище быка, чаще всего и
съ особенными удоволъствшмъ говорить о
нравственности и съ особенной строгостью
судить молодежь за ея безнравственность,
состоящую въ неуважеши къ заслуженными
1
(т.
е. разбогатевшими) людямъ, и за ея воль
нодумство, заключающееся въ томи, что она
не хочетъ верить словами, неподтвержден
ными делами. Такихъ примеровъ можно най
ти тысячи, и ни мало не удивительно, что
въ наше время являются люди, которые Со
крата называютъ надувалой, мошенникомъ
и опаснымъ для нравственности юношества
безумцемъ. Еъ особенной черте характера
нашего времени принадлежитъ то, что за
всякую правду, за всякое благородное дви
жете, за всяшй честный поступокъ, непо
средственно и фактически объясняющей зна
чение нравственности и неумышленно обли
чающей развратныхъ моралистовъ, васъ сей-
часъ назовутъ безнравственными.
Этимъ ужасными словомъ встреченъ былъ
въ Париже и романъ Эжена Сю: значить,
авторъ достигъ своей цели.—письмо его до
шло по адресу... «Парижекш Тайны» даже
подали поводъ къ административными пре-
ншмъ въ Палате Депутатовъ: таковъ былъ
успехи этого романа—
Чтобъ для большинства русской публики
сделать понятнее чрезвычайный успехи «Па
рижскихъ Тайнъ», надо объяснить местный
историчесшя причины такого успеха. При
чины эти принадлежать теперь истощи; о
нихъ перестала говорить политика; следова
тельно, оне сделались уже предметами исто
рической критики. Королевскими повеленш-
ш .
въ 1830 году была изменена француз
ская хартш; рабочй классъ въ Париже былъ
искусно приведешь въ воднеше парией сред-
нягосословш (bourgeoisie). Между народомъ
и королевскими войсками завязалась борьба.
Въ слепомъ и безумномъ самоотвержеши на
роди не щадилъ себя, сражаясь за наруши
т е правь, который нисколько не делали его
счастливее и, следовательно, такъ же мало
касались его, какъ и вопроси о здоровье
китайскаго богдыхана. Сражаясь отдельными
массами изъ-за баррикадъ, безъ общаго пла
на, безъ знамени, безъ предводителей, едва
зная противъ кого и совсемъ не ¿зная за
кого и за что, народъ тщетно посылали къ
представителями нацш, недавно заседавшими
въ абонированной камере: этимъ представи-
телямъ было не до того; они чуть не пря
тались по погребами, бледные, трепещущее.
Когда дело было кончено ревностью народа,
представители повыползли изъ своихъ норъ
и по трупами ловко дошли до власти, оттерли
отъ нея всехъ честныхъ людей и, загребая
жаръ чужими руками, преблагополучно стали
греться около него, разеуждая о нравствен
ности. А народъ, который въ безумной рев
ности лили кровь за слово, за каждый пу
стой звуки, котораго значенш сами не пони
мали, чт5 же выигралъ себе этотъ народъ?—■
Увы! тотчасъ же после гольскихъ происше»
ствй этотъ бедный народъ съ ужасомъ ув»>