Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  120 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 120 / 734 Next Page
Page Background

231

оотанЕнга

в. г.

бълинская

.

23®

шей части плохи, — это не его вина: они

обещался быть между прочими и зеркадомъ

русской сцены, а по русской пословиц!;:

«нечего на зеркало пенять, если лицо кри­

во». Зато въ немъ есть хорошш перевод-

ныя пьесы и пьески, которыя не были даны

на русской сцен!;, и цйликомъ помещены

«Парижсюя Тайны» Эжена Сю.

Изъ этого обозр!шя читатели могутъ ви­

деть фактическое доказательство, что тол­

стота вашихъ журналовъ отнюдь не причина

крайняя убожества современной русской

литературы. Да и что за дело, какъ появи­

лось хорошее литературное произведете —

отдельной книгой или въ журнале? Д'Ьло въ

томъ, чтобы какъ можно больше появлялось

такихъ произведен^. Что касается до жур­

наловъ — несмотря на ихъ толстоту, наша

журналистика бедна, и надо желать, чтобъ

журналовъ было больше. Даже въ томъ, что

они поглощаютъ въ себя все лучшее и заме­

чательнейшее, появляющееся въ литературе,

есть явная польза: благодаря этому обстоя­

тельству, всякое литературное хорошее про­

изведете прочитывается не десятками, не

сотнями, а целыми тысячами читателей. Ко­

нечно, такое произведете, какъ «Мертвый

Души» Гоголя, не им'Ьетъ нужды въ посред­

стве журналовъ для прюбр4тешя себе много-

численныхъ читателей; но ведь то—«Мерт-

выя Души», одно изъ такихъ произведен^,,

которыя составляютъ исключешя цзъ общая-

правила и бываютъ резкими явлетемъ во

всякой литератур’!. Обыкновенно у насъ за­

мечательный успехи всякой книги состоитъ

въ расходе пяти или много семи сотъ экзем-

пляровъ; будучи же помещены въ журна-

лахъ (разумеется, не во всехъ, а въ какихъ-

нибудь двухъ, не больше), они находятъ себе

тысячи читателей. Итакъ, вместо пустыхъ и

неосновательныхъ нападокъ на журналы,

лучше пожелать увеличешя ихъ числа и

большая ихъ распространена! въ публике.

Следующее стихи, написанные кн. Вязем­

скими назадъ тому летъ пятнадцать и те­

перь еще новые истиной своего содержант,

очень идутъ къ вопросу, о которомъ мы я -

воримъ,—почему мы и заключаемъ ими нашу

статью:

Дай Вогъ намъ болЪе журналовъ:

Плодятъ читателей они.

ГдЪ есть повЬтрш на чтенье,

Въ чести тамъ грамота, перо;

ГдЪ грамота—тамъ просв’Ьщенье;

Гдъ просвещенье—тамъ добро.

Па р иж с к а я Тайны.

Ромчнъ Эжена Сю. Перевелъ

В.

Строевъ.

Спб. 1844.

Два тома,

восемь

частей.

%

Исторш европейскихъ литературъ особен­

но въ последнее время предсгавляетъ много

примеровъ блистательнаго успеха, какими

увенчивались некоторые писатели или неко­

торый сочиненш. Кому не памятно то вре­

мя, когда, напримеръ, вся Англш нарас-

хватъ разбирала поэмы Байрона и романы

Вальтеръ-Скотта, такъ что издаше новаго

творенш каждая изъ этихъ писателей рас­

ходилось въ несколько дней, въ числе не

одной тысяча экземпляровъ. Подобный успехи

очень понятенъ: кроме того, что Байронъ и

Вальтеръ-Скоттъ были велиие поэты, они

проложили еще совершенно новые пути въ

искусстве, создали новые роды его, дали ему

новое содержаше: каждый изъ нихъ были

Колумбъ въ сфере искусства, и изумленная

Европа на всёхъ парусахъ мчалась въ но-

вооткрытые нмн материки мща творчества,

богатые и чудные не менее Америки. Итакъ,

въ этомъ не было ничего удивительнаго. Не

удивительно также и то, что подобными успе-

хомъ, хотя и мгновенными, пользовались т а ­

ланты обыкновенные: у толпы должны быть

свои генш, какъ у человечества есть свои..

Такъ, во Францш въ последнее время ре­

ставрации выступила, поди знаменемъ ро­

мантизма, на сцену литературы целая фа­

ланга писателей средней величины, въ кото-

рыхъ толпа увидела своихъ гешевъ. Ихъ

читала

и

ими удивлялась вся Францш, а за

нею, какъ водится, и вся Европа. Романъ

Гюго «Norte D am e de Paris» имели успехи,

какими бы должны пользоваться только вели

чайпл'я произведена! величайшихъ гешевъ,

приходящихъ въ

Mipb

съ живыми глаголомъ

обновлешя и возрождены. Но вотъ едва про­

шло какихъ-нибудь четырнадцать летъ-—и

на этотъ романъ уже все смотрятъ, какъ на

to u r de force таланта замечательная, но

чи­

сто внеш няя и эффектная, какъ на плоди

фантазш сильной и пламенной, но не друж­

ной съ творческими разумомъ, какъ на про­

изведете ярко блестящее, но натянутое, все

составленное изъ преувеличений, все напол­

ненное не картинами действительности, н«

картинами исключешй, уродливое безъ ве

личш, огромное безъ стройности а гармоши,