231
оотанЕнга
в. г.
бълинская
.
23®
шей части плохи, — это не его вина: они
обещался быть между прочими и зеркадомъ
русской сцены, а по русской пословиц!;:
«нечего на зеркало пенять, если лицо кри
во». Зато въ немъ есть хорошш перевод-
ныя пьесы и пьески, которыя не были даны
на русской сцен!;, и цйликомъ помещены
«Парижсюя Тайны» Эжена Сю.
Изъ этого обозр!шя читатели могутъ ви
деть фактическое доказательство, что тол
стота вашихъ журналовъ отнюдь не причина
крайняя убожества современной русской
литературы. Да и что за дело, какъ появи
лось хорошее литературное произведете —
отдельной книгой или въ журнале? Д'Ьло въ
томъ, чтобы какъ можно больше появлялось
такихъ произведен^. Что касается до жур
наловъ — несмотря на ихъ толстоту, наша
журналистика бедна, и надо желать, чтобъ
журналовъ было больше. Даже въ томъ, что
они поглощаютъ въ себя все лучшее и заме
чательнейшее, появляющееся въ литературе,
есть явная польза: благодаря этому обстоя
тельству, всякое литературное хорошее про
изведете прочитывается не десятками, не
сотнями, а целыми тысячами читателей. Ко
нечно, такое произведете, какъ «Мертвый
Души» Гоголя, не им'Ьетъ нужды въ посред
стве журналовъ для прюбр4тешя себе много-
численныхъ читателей; но ведь то—«Мерт-
выя Души», одно изъ такихъ произведен^,,
которыя составляютъ исключешя цзъ общая-
правила и бываютъ резкими явлетемъ во
всякой литератур’!. Обыкновенно у насъ за
мечательный успехи всякой книги состоитъ
въ расходе пяти или много семи сотъ экзем-
пляровъ; будучи же помещены въ журна-
лахъ (разумеется, не во всехъ, а въ какихъ-
нибудь двухъ, не больше), они находятъ себе
тысячи читателей. Итакъ, вместо пустыхъ и
неосновательныхъ нападокъ на журналы,
лучше пожелать увеличешя ихъ числа и
большая ихъ распространена! въ публике.
Следующее стихи, написанные кн. Вязем
скими назадъ тому летъ пятнадцать и те
перь еще новые истиной своего содержант,
очень идутъ къ вопросу, о которомъ мы я -
воримъ,—почему мы и заключаемъ ими нашу
статью:
Дай Вогъ намъ болЪе журналовъ:
Плодятъ читателей они.
ГдЪ есть повЬтрш на чтенье,
Въ чести тамъ грамота, перо;
ГдЪ грамота—тамъ просв’Ьщенье;
Гдъ просвещенье—тамъ добро.
Па р иж с к а я Тайны.
Ромчнъ Эжена Сю. Перевелъ
В.
Строевъ.
Спб. 1844.
Два тома,
восемь
частей.
%
Исторш европейскихъ литературъ особен
но въ последнее время предсгавляетъ много
примеровъ блистательнаго успеха, какими
увенчивались некоторые писатели или неко
торый сочиненш. Кому не памятно то вре
мя, когда, напримеръ, вся Англш нарас-
хватъ разбирала поэмы Байрона и романы
Вальтеръ-Скотта, такъ что издаше новаго
творенш каждая изъ этихъ писателей рас
ходилось въ несколько дней, въ числе не
одной тысяча экземпляровъ. Подобный успехи
очень понятенъ: кроме того, что Байронъ и
Вальтеръ-Скоттъ были велиие поэты, они
проложили еще совершенно новые пути въ
искусстве, создали новые роды его, дали ему
новое содержаше: каждый изъ нихъ были
Колумбъ въ сфере искусства, и изумленная
Европа на всёхъ парусахъ мчалась въ но-
вооткрытые нмн материки мща творчества,
богатые и чудные не менее Америки. Итакъ,
въ этомъ не было ничего удивительнаго. Не
удивительно также и то, что подобными успе-
хомъ, хотя и мгновенными, пользовались т а
ланты обыкновенные: у толпы должны быть
свои генш, какъ у человечества есть свои..
Такъ, во Францш въ последнее время ре
ставрации выступила, поди знаменемъ ро
мантизма, на сцену литературы целая фа
ланга писателей средней величины, въ кото-
рыхъ толпа увидела своихъ гешевъ. Ихъ
читала
и
ими удивлялась вся Францш, а за
нею, какъ водится, и вся Европа. Романъ
Гюго «Norte D am e de Paris» имели успехи,
какими бы должны пользоваться только вели
чайпл'я произведена! величайшихъ гешевъ,
приходящихъ въ
Mipb
съ живыми глаголомъ
обновлешя и возрождены. Но вотъ едва про
шло какихъ-нибудь четырнадцать летъ-—и
на этотъ романъ уже все смотрятъ, какъ на
to u r de force таланта замечательная, но
чи
сто внеш няя и эффектная, какъ на плоди
фантазш сильной и пламенной, но не друж
ной съ творческими разумомъ, какъ на про
изведете ярко блестящее, но натянутое, все
составленное изъ преувеличений, все напол
ненное не картинами действительности, н«
картинами исключешй, уродливое безъ ве
личш, огромное безъ стройности а гармоши,