Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  117 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 117 / 734 Next Page
Page Background

225

I. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.

2 2 6

ное въ конце поэмы «Демонъ», равно какъ

и отрывочно напечатанная поэма «Измаилъ-

Бей» принадлежать къ самой ранней эпо­

хе поэтической деятельности Лермонтова

и замечательны не столько въ эстетическомъ,

сколько въ психодогическомъ отношенш,

какъ факты духовной личности поэта. Въ

эстетическомъ отношенш эти пьесы пора­

жаюсь то энергическимъ стихомъ, то могу-

чиыъ чувствовашемъ, то яркой мыслью; но

въ цедомъ оне довольно слабы и отзы­

ваются юношеской незрелостью. Пьесы «Ро­

манов къ ***», «Не плачь, не плачь, мое

дитя», «Изъ-подъ таинственной, холодной

полумаски», «Нетъ, не тебя такъ пылко я

люблю», «Сонъ», равно интересный какъвъ

эстетическомъ, такъ и въ психологическомъ

отношенш, принадлежать, безъ всякаго сомне-

т я , къ эпохе полнаго развитая могучаго та­

ланта незабвеннаго поэта, а пьесы: «Утесъ»,

«Дубовый листокъ оторвался отъ ветки ро­

димой», «Морская Царевна», «Тамара» и

«Выхожу одинъ я на дорогу»—принадлежать

къ лучшими созданшмъ Лермонтова. Все эти

пьесы составить четвертую часть изданныхъ

въ 1842 году «Стихотворешй М. Лермонтова»,

которая скоро должна выйти въ светъ. Въ

«Современнике» была помещена корсикан­

ская повесть «Матео Фальконе», переделан­

ная Жуковскими изъ Шамиссб стихами, съ

присовокуплен) емъ интереснаго письма ав­

тора къ издателю «Современника»; письмо

это заключаешь въ себе изложеше тепереш-

няго взгляда знаменитаго поэта на поэзш.—

Стихотворенш нынче мало читаются, но жур­

налы, по уважешю къ предашю, почитаютъ

за необходимое сдабриваться стихотворными

продуктами, которыхъ, поэтому, появляется

еще довольно много. Изъ нихъ можно ука­

зать въ особенности на довольно многочи­

сленный стихотворенш Фета, между которыми

встречаются истинно-поэтичесюя, п на сти-

хотворенш Т. Л. (автора «Параши»), всегда

отличающшся оригинальностью мысли. Попа­

даются въ журналахъ стихотворенш и дру-

.. гихъ поэтовъ, более или менее исполненный

доэтическаго чувства, но они уже не имеютъ

: прежней цены, и становится очевидными, что

Дхъ творцы или должны, сообразуясь съ ду-

^ хомъ времени, перестроить свои лиры и за­

петь

на другой ладъ, или уже не разсчиты-

вать на внимаше и симпатаю читателей.

Оригинальными повестями прошлогоднш

журналы значительно беднее журналовъ

третьяго года. Мы разумбемъ здесь к а ч е ­

с т в е н н у ю , а н е к о л и ч е с т в е н н у ю

бедность. Въ каждой книжке каждаго журнала

(за исключешемъ «Москвитянина») непре­

менно есть русская повесть, но к а к а я —это

I

другое дело. Вотъ перечень лучшихъ ориги-

' Iяадьныхъ повестей въ прошлогоднихъ жур-

Ооч. Б

эдинскаго

. Т. Ш.

налахъ: «Тля» Паьаева; «Чайковсюй» Гре­

бенки; «Изъ Записокъ неизвестнаго», юмо­

ристически! очеркъ Сергея Нейтральнаго (въ

«Отечественныхъ Запискахъ»); «Вакхъ Си-

доровъ Чайкинъ» В. Луганекаго; «Райна,

королева Болгарская» Вельтмана (въ «Би-

блютеке для Чтенш»); «Жизнь Человека, или

прогулка по Невскому проспекту» Лугап-

скаго; «Хмель, содъиявь» его же (въ «Мос­

квитянине»); «Черный Тараканъ» (фанта-

стичесшй романъ изъ жизни одного чинов­

ника) В. Зотова (въ «Репертуаре и Пантео­

не»). Сверхъ того въ «Отечественныхъ За­

пискахъ» были помещены повести: «Ярмар­

ка» Закревской; «1812 годъ въ провивцш»,

разсказы Г. 9. Основьяненко; «Ничего, Хро­

ника Петербургскаго Жителя» барона 0. Бю-

лера; «Две сестры» Жуковой; «Дженнатъ и

Бока», чеченская повесть Л. Ф. Екельна;

«Необыкновенный Завтракъ» Н. А. Некра­

сова;—въ «Библиотеке для Чтенш»: «Хо­

зяйка» 0 . Фанъ-Дима; «Историческая Кра­

савица»

Н. В.

Кукольника; «Гримаса моего

Доктора» И.

И.

Лажечникова; «Волгинъ»

В.; «Хижина подъ Скалами» Корсакова;

«Идеальная Красавица» барона Брамбеуса.

«Тля» Панаева отличается свойственной

этому писателю сатирической меткостью.

Собственно это не повесть, а очеркъ, от-

личанлщйея верностью действительности.

Жаль, что этотъ очеркъ имеешь слишкомъ

местное значеше и вне Петербурга теряешь

много своего интереса. «Чайковсшй» Гре­

бенки исполненъ цревосходныхъ частностей,

обнаруживающихъ въ авторе несомненное

дароваше. Характеръ полковника, отца ге­

роини повести, многш черты ясторическаго

малороссШскаго быта поражаютъ своей по­

этической верностью. Но ифлое этой повести

не выдержишь строгой критики. Особенно

вредить ей мелодраматизмъ. Мстительная

цы­

ганка-колдунья, злодей Герцикъ, кстати уку­

сившая его змЬя—все это мелодраматиче­

ски эффекты. Тймъ не мепЬе повесть Гре­

бенки была одной изъ лучшихъ повестей

ирошлаго года. «Изъ Защ?<*«къ Неизвестна­

го»—очеркъ, исполненный легкаго юмора и

прштный въ чтенш. «Вакхъ Сидоровъ Чай­

кинъ»—одна изъ лучшихъ повестей казака

Луганекаго, исполненная интереса и верно

схваченяыхъ чертъ русскаго быта. Замеча­

тельно по ловкому и прштному разсказу его

же «Жизнь Человека»; но

«Хмель,

Сонъ

я

Явь» имеешь достоинство психологическаго

портрета русскаго человека, мастерски схва-

ченнаго съ натуры. Эта повесть имела

бы ,

большой интересъ и была

бы

очень полезна |

и для читателей низшаго разряда: почему

ее

прштно

было бы

увидЬть перепечатанной

: въ

«Сельскомъ Чтенш». «Райна, королева

Болгарская»—не

повесть,

а

фантасмагор!я,

(

8

I