Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  107 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 107 / 734 Next Page
Page Background

205

I. КРИТИЧЕСКИ! СТАТЬИ.

2 0 6

ютъ: писатель даетъ ей пищу, она его образуетъ;

одинъ доставляетъ ей удовольствш, другая в’Ьн-

чаетъ его славой! Свидетели той и другой истины

—веб просвЪщенныя государства Европы. Ни въ

какое время не было у нихъ столько хорошихъ

писателей, какъ при царствованш критики“.

Итакъ, на что жаловался умный литер а-

торъ и что силился онъ растолковать назадъ

тому ровно тридцать лйтъ, на это же мож­

но жаловаться и это же должно объяснять—

теперь! Вотъ какъ быстро и шибко подви­

гается впереди наше литературное образо­

вана!... Сказано, что Державинъ великъ:

такъ зач'Ьмъ нами знать, к а к ъ , ч 4 м ъ и

п о ч е м у онъ великъ; а если онъ великъ,

каше же у него могутъ быть недостатки?

Чтобъ узнать, почему онъ великъ и каше

въ немъ есть недостатки, надо его читать,

изучать, думать о немъ, а чтобъ знать, что

онъ великъ и никакихъ недостатковъ не

имЁетъ, для этого не нужно прочесть ни од­

ной его оды, что ведь гораздо легче! Такъ

думаютъ, хотя и не такъ говорятъ. И на­

прасно бы вы стали доказывать, что хотя

Гомеръ и Шекспиръ и несравненно выше

пержавина, однако жъ и они, оставаясь по-

прежнему великими геншми, все-таки для

иасъ не то, чЪмъ были въ свое время, ибо

жизнь неистощима въ нроявленшхъ творче­

ской силы, и всякое время должно иметь

свою поэзпо, соответствующую требованшмъ

этого времени. Васъ не будутъ слушать, ибо

требуютъ словъ, а не идей, д4тскихъ спо-

ровъ за имена, а не объясненш значешй

этихъ имени. «Еакъ!—кричатъ вами:—пере­

считывая знаменитыхъ вашихъ писателей,

вы имя Жуковскаго поставили после имени

Батюшкова;—конечно, Батюшковъ были че­

ловеки съ талантомъ, но все же нельзя его

равнять съ Жуковскими!» Или: «вы Пуш­

кина поставили на одну доску съ Баратын­

скими!» При этихъ крикахъ остается толь­

ко заткнуть уши; вы видите, что васъ не

поняли, вашими словами придали детское

значеше, о которомъ вы и не думали,—и

вамъ невольно становится стыдно собствен-

ныхъ своихъ словъ, вы лучше хотите, чтобъ

вамъ приписывали к а т я угодно нелепости,

нежели оправдываться и объясняться. Вы,

напримеръ, сказали, что есть два рода ре-

ликихъ поэтовъ: одни, съ печатью олимшй-

скаго происхождешя на челе, изображаюсь

мщъ, какъ онъ есть, принимая его действи­

тельное состоите во всятй данный моментъ

за непреложно-разумное: и таковъ были ве-

личайнпй представитель этого рода поэтовъ—

Шекспиръ, и къ такому разряду поэтовъ

иринадлежитъ нашъ Пушкинъ; друпе, недо­

вольные уже совершившимся цикломъ жи­

зни, носятъ въ душе своей предчувствие ея

будущаго идеала: таковъ были величайипй

представитель этого рода поэтовъ—Байронъ,

и къ такому разряду иринадлежитъ нашъ

Лермонтовы Вы сказали это для того, чтобъ

обозначить характеръ и духъ поэзш Пуш­

кина и поэзш Лермонтова, понимая всю не­

измеримость разстоянш, разделяющаго ве-

ликаго мщового поэта Шекспира отъ вели-

каго русскаго поэта Пушкина, и громаднаго

Байрона отъ безвременно погибшаги юно­

ши, а вамъ кричатъ: «О-го! вотъ какъ! Пуш­

кинъ наравне съ Шекспиромъ, Пушкинъ—

Шекспиръ, а Лермонтовъ — Байронъ!..» Что

тутъ говорить! Все важное такъ легко сде­

лать смешнымъ въ глазахъ толпы, которая

не вникаетъ въ дело и увлекается плоской

шуткой... Вотъ еще примеръ детскости по-

нятай въ русской литературе о критике:

сколько литераторовъ, сколько критиковъ пи­

сало, пишетъ и, вероятно, еще долго будетъ

писать, что дело критика—гладить по го­

ловке всякаго писаку въ надежде, что авоеь-

либо выйдетъ изъ него гешй или талантъ,

что строгая критика можетъ убить возни­

кающей талантъ, а о талантЬ-де нельзя су­

дить по первому произведенш. Напрасно

станете вы возражать на это, что нстинна-

го призванья не убьетъ никакая критика—

ни строгая, ни снисходительная, ни при­

страстная, ни ложная; что не убиваются ею,

особенно теперь, даже посредственность и

бездарность, и что не стоить жалеть о та­

ланте, струсившемъ по самолюбш перваго

суроваго приговора критики, ибо дороги та­

ланты, а не талантики...

Но не будемъ вдаваться въ крайности.

Смешно было прошлое добродушное само­

хвальство русской литературы, которая такъ

смело мерилась силами съ любой европей­

ской литературой и на французскую даже смо­

трела съ презрешемъ, живя и дыша въ то

же время займами у нея; такъ же смешно мо­

жетъ быть и отчаяше за русскую литерату­

ру. Будемъ смотреть на то, что есть, смело,

не прикрашивая действительности мечтами и

призраками, но будемъ смотреть на нее безъ

ненависти и страха. У иасъ есть немного,—

это правда, но есть же; не будемъ преувели­

чивать того, чтб имеемъ, но не будемъ и от­

казываться отъ того, что есть у иасъ. Наша

литература началась съ 1739 года (отъ по-

явленш первой оды Ломоносова), и для ка-

кихъ-нибудь ста четырехъ летъ мы имеемъ

даже много, если не будемъ считаться, слов­

но съ ровнями, съ европейскими литература­

ми, который развились веками. Но важнее

всего то, что наша юная, возникающая лите­

ратура, какъ мы заметили выше, имеетъ уже

свою исторш, ибо все явленш тесно сопря­

жены съ развштемъ общественнаго образова­

н а на Руси, и вей находятся въ болйе или

менее живомъ, органически последователь--■

номъ соотношенш между собой.