Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  113 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 113 / 734 Next Page
Page Background

217

I. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.

218

-

свои причины быть гордыми и счастливыми,

что живемъ въ настоящее, а не въ другое

какое-нибудь время... Что это значить, если

опять не то же, что люди и теперь тЬ же, а

общество ушло далеко впередъ?.. Вотъ зд4сь-

то и обнаруживается вся благодетельность

роли, какая назначена книгопечатанию са-

мимъ Провидетемъ. Что прежде шло и раз­

вивалось съ трудомъ и медленно, то теперь

идетъ и развивается легко и быстро. А это

тогда только и возможно, когда литература

будетъ не забавой празднаго безделья, а

созяашемъ общества, когда она будетъ за­

ниматься не стишками, да сказочками, где

влюбились и женились, а будетъ вернымъ

зеркаломъ общества, и не только вернымъ

отголоскомъ общественнаго мненщ, но и его

ревизоромъ и контролеромъ.

Общество не то, что частный человекъ:

человека можно оскорбить, можно оклеве­

тать,—общество выше оскорблешй и кле­

веты. Если вы не верно изобразили его, если

вы придали ему пороки и недостатки, кото-

рыхъ въ немъ нетъ, -в ам ъ же хуже: васъ

не станутъ читать, и ваши сочинешя возбу-

дятъ смехъ, какъ неудачный карикатуры.

Указать же на истинный недостатокъ обще­

ства—значить оказать ему услугу, значить

избавить его отъ недостатка. А молено ли за

это сердиться? Кто ядовитее, язвительнее

Гогарта изображалъ анинйское общество въ

лице всехъ его сословШ?—и однакожъ Ан-

глш не осудила Гогарта за ¡ёэе-пайоп, но

гордо именуетъ его однимъ изъ любимейшихъ

и достойнейшихъ сыновъ своихъ. Да и есть

ли какая-нибудь возможность оскорбить

со­

словие,

выставивъ съ смешной или даже пре­

досудительной стороны одного изъ его чле-

новъ? Всякое сословш состоитъ изъ большого

количества людей, а во

есякомъ

,

даже не-

болыиомъ количестве людей найдутся всякаго

рода недостойные и низюе характеры,—не

говоря уже о томъ, что не можетъ быть со­

словш, которое бы не имело вместе съ доб­

рыми сторонами и своихъ дурныхъ сторонъ;

честь сословш состоитъ не въ томъ, чтобъ

не иметь дурныхъ сторонъ (ибо это реши­

тельно невозможное дело), а въ томъ, чтобъ

уметь открывать глаза на свои дурныя сто­

роны и отрешаться отъ нихъ. Кто усомнится

въ томъ, чтобъ рыцарство среднихъ вековъ не

было цветомъ государствъ, красой общества

своего времени, его благороднейшими сосло-

вшмъ, что оно не совершило блистательней-

шихъ подвиговъ, не обеземертило себя вели­

кими делами? И между темь кому не извест­

но, что это' же самое рыцарство, выедствщ

духа техъ грубыхъ и варварскихъ времени,

грабило на болынихъ дорогахъ купеческие

обозы, разбойнически резало мпрнаго путе­

шественника, зверски злоупотребляло свою

феодальную власть надъ вассалами и рабами?

И, несмотря на то, потомки этого рыцарства

—цвЕтъ аристократа современной Англш—

нисколько не думаютъ ни стыдиться, ни скры­

вать этого; они съ восторгомъ читаютъ ро­

маны Вальтеръ-Скотта и гордятся ими, вместо

того чтобъ ненавидеть ихъ, какъ пятно на

чести своихъ предковъ, следственно, и на ихъ

собственной чести. Это доказываетъ сколько

сознаше нащональнаго величш, столько и

зрелость развитая общественности въ Англш.

Ни чему другому, какъ робкому несозна-

нго собственнаго нацюнальнаго величш и

незрелости нашей общественности, можно

приписать эту раздражительность, которая

во всемъ видитъ неуважеше то къ тому, то

къ другому сословш. Какъ скоро выведенъ

въ повести чиновникъ, на шеЕ котораго пре•

нелепо повязанъ галстукъ, а на рукахъ бле-

стятъ засаленный желтыя перчатки, какъ

свидетельство его тщетныхъ претензШ на ще­

гольство хорошаго тона, тотчасъ все чинов­

ники обижаются, говоря: «вотъ какъ наеъ

отделываютъ; служи после этого!» Они какъ

будто и не хотятъ знать, что можно быть,

неуклюжимъ, неловкимъ хчъ обществе и въ

то же время можно быть умнымъ, благород­

ными человекомъ и хорошими чиновни-

комъ,—не хотятъ знать, что если одинъ чи­

новники дурно и неопрятно одевается, имЕя

претензш на светскость, изъ этого еще ни­

сколько не слЕдуетъ, чтобъ все чиновники

походили на него. Если воинъ окажетъ на,

сраженш чудеса храбрости и получитъ геор-

йевешй крестъ, ведь его товарищи, не уча­

ствовавши въ деле, или не отличавппеся въ

немъ, не почитаютъ себя въ праве жаловаться,

что имъ не дали этого креста: какое же

будутъ иметь право оскорбляться все во­

енные, если объ одномъ изъ нихъ (и то-

вымышленномъ лице) напечатаютъ въ сказ­

ке, что ему случилось струсить на сраженш,.

какъ, напримЕръ, князю Влёсткину, выве­

денному въ романе Загоскина «Рославлевъ,

или русски въ 1812 году?» И если Загос-

кинъ, сами участвовавшей въ великой оте­

чественной войне, вывелъ между многими

храбрыми лицами своего романа' одного

труса,—можетъ ли такая, впрочемъ, всегда

и везде возможная, черта служить пятномъ

для армш, которая сражалась подъ Бороди-

нымъ и въ числе предводителей своихъ

имела Варклая-де-Толли, Кутузова, Баграта-

она, Ермолова, Милорадовича, Раевскаго и

многихь другихъ, известныхъ и сдавныхъ

въ игре?.. Было время, когда наши писатели

только и делали, что нападали на русское

общество высшаго и средияго круга за его

страсть къ французскому языку. Это былъ

действительно недостатокъ со стороны на­

шего общества; но могли ли оскорбить его-