213
I. КРИТИЧЕСКИ! СТАТЬИ.
214
юношеству, что бракъ по расчету — дЪдо
безнравственное, что низкопоклонство, лесть
изъ выгодъ, взяточничество и казнокрад
ство— тоже дела безнравственный. Очень
хорошо; но что иному юноше делать, если
онъ съ малолетства, почти съ материнскимъ
молокомъ, всосали въ себя мистическое бла-
гоговеше къ доходнымъ должностямъ, теп-
лымъ местами, къ значительности въ обще
стве, къ богатству, къ хорошей партш, бле
стящей карьере; если его младенческий слухъ
былъ оглушенъ не словами любви, чести,
самоотвержешя, истины, а словами: «взяли,
получилъ, прюбрелъ, надулъ» и т. п.? Поло
жимъ, что т а к о м у юноше природа не от
казала въ человеческихъ чувствахъ и стре-
мленшхъ; положимъ, что вънемъ пробудилась
любовь къ достойной, но бедной, простого
звашя девушке, любовь, запрещающая ему
соединиться съ противной ему богатой дурой,
на которой по расчетамъ приказываютъ
ему жениться; положимъ, что въ юноше про
будилось человеческое достоинство, запре
щающее ему кланяться богатому плуту или
чиновному негодяю; положимъ, что въ немъ
пробудилась совесть, запрещающая употре
блять во зло вверенные ему высшей властью
весы правосудш и расхищать вверенный его
безкорыстш общественный суммы: что ему
тутъ делать? Сатирикъ не затруднится отъ
такого вопроса и, не задумавшись, ответить:
«жениться на предмете любви своей, служить
честно и верно отечеству»... Прекрасно; но
где же повиновеше родительской власти, где
уважены къ родительскому благословенш, на
веки нерушимому, где страхъ тяжкаго отцов-
скаго проклятая!... И потомъ, где уважеше
къ общественному мнешю, къ общественной
нравственности? Ведь общество не спраши-
ваетъ васъ, по любви или не по любви же
нились вы, а спрашиваетъ, сколько вы
езяли
за женой, и приличная ли она вамъ партш;
общество не спрашиваетъ васъ, какимъ обра-
зомъ сделались вы богачемъ, когда ему из
вестно, что
вйшъ
батюшка не оставилъ вамъ
ни копейки, а за супругой вы взяли ни Богъ
знаетъ что или вовсе ничего не взяли: обще
ство знаетъ только, что вы богачъ, и потому
считаетъ васъ очень хорошимъ— «благонаме
ренными» человЬкомъ... Послушайся нашъ
юноша сатирика, что бы вышло?— Отецъ его
бросилъ бы, жалуясь на неповиновете и пре
зрены къ его власти; потомъ онъ прошедъ
бы съ женой и детьми черезъ все мытарства,
черезъ все унижены голодной, неопрятной,
оборванной бедности; виделъ бы къ себе пре
зрены общества, а за свою правоту, за свое
безкорыстае былъ бы заклеймеяъ отъ всехъ
страшными назваными безпокойнаго, опасна-
го и «неблагонамереннаго» человека, вольно
думца и проч., и проч. И неужели вы, «бла
гонамеренные» сатирики, бросите въ него
камень осуждены, если, истощась и обезси-
левъ въ тяжелой и безилодной борьбе, онъ
дойдетъ до страшнаго убеждены, что его бед
ность, его несчасты —необходимый следствы
отцовскаго гнева, заслуженная кара за пре
зрены обшественнаго мнены и общественной
нравственности?... Но, къ счастью или къ не
счастью— не знаемъ, право,— т а т е случаи
весьма редки, какъ исключенья изъ общаго
правила. По большей части бываетъ такит
юноша не долго колеблется между любовью
и выгодной женитьбой, между «завираль
ными идеями» о безкорыстш и правоте и
уважешемъ общества: онъ женится, на комъ
прикажутъ дражайнпе родители, живетъ съ
женой, какъ все, т. е. прилично содержитъ
ее, воспитываетъ детей своихъ, какъ все, т. е.
прилично корхмитъп одеваетъ ихъ, учитъ по-
французски и танцовать, а после этого пер-
ваго и важнейшаго перюда воспитаны отдаетъ
въ учебное заведете, потомъ выгодно при-
строиваетъ въ службу, выгодно женитъ (или
выдаетъ замужъ) и, умирая, отказываетъ
имъ «благопрюбретенное» на службе имеше.
И что же? Въ начале его поприща все пре
возносить его, какъ почтятельнаго сына, въ
конце поприща— какъ нежнаго супруга, при-
мернаго отца, «благояамереннаго» чинов
ника, и заключаютъ такъ: «вотъ что значить
уважены къ общественной нравственности!
вотъ что значить родительское благослове
нье, навеки нерушимое!» Итакъ, нашъ «бла
гонамеренный» сатирикъ, бичъ пороковъ,
самымъ нелепымъ образомъ противоречилъ
самому себе: поставивъ выше всехъ добро
детелей повиновеше не Богу, не истине, а
эгоистическими расчетамъ, онъ въ то же
время, училъ юношу следовать свободному
выбору сердца, какъ знаменью благословенш
Вожы, и запрещалъ ему торговать священ
нейшими склонностями своей души; поста
вивъ выше всякой награды любовь и ува
жены общества, онъ въ то же время училъ
юношу оскорблять основныя правила этого
самаго общества... Впрочемъ, онъ это делали,,
самъ не зная, что делаетъ, и потому его са
тиры не производили никакихъ следствШ.
Бывало, выйдетъ сатиричесшй романъ съ
похождеными
какого - нибудъ
пройдохи,
въ роде известныхъ похождешй Соьестдрала-
Большого Носа,— романъ, въ которомъ уже
самыя имена действующихъ лицъ— Ухорёзо-
вы, Надуваловы, Шлюхины, Правосудовы,
Везиристрастовы, Безкорыстины, Миловиди-
ны, Правдолюбовы и т. д. — обнаруживали
нравственную мысль сочинителя, — и что
же?— самый отъявленный взяточники, самый
безчестный казнокрадъ, самый отчаянный
шулеръ читали этотъ романъ съ удоводь-
етвымъ и везде расхваливали его всдухъ,