Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  111 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 111 / 734 Next Page
Page Background

213

I. КРИТИЧЕСКИ! СТАТЬИ.

214

юношеству, что бракъ по расчету — дЪдо

безнравственное, что низкопоклонство, лесть

изъ выгодъ, взяточничество и казнокрад­

ство— тоже дела безнравственный. Очень

хорошо; но что иному юноше делать, если

онъ съ малолетства, почти съ материнскимъ

молокомъ, всосали въ себя мистическое бла-

гоговеше къ доходнымъ должностямъ, теп-

лымъ местами, къ значительности въ обще­

стве, къ богатству, къ хорошей партш, бле­

стящей карьере; если его младенческий слухъ

былъ оглушенъ не словами любви, чести,

самоотвержешя, истины, а словами: «взяли,

получилъ, прюбрелъ, надулъ» и т. п.? Поло­

жимъ, что т а к о м у юноше природа не от­

казала въ человеческихъ чувствахъ и стре-

мленшхъ; положимъ, что вънемъ пробудилась

любовь къ достойной, но бедной, простого

звашя девушке, любовь, запрещающая ему

соединиться съ противной ему богатой дурой,

на которой по расчетамъ приказываютъ

ему жениться; положимъ, что въ юноше про­

будилось человеческое достоинство, запре­

щающее ему кланяться богатому плуту или

чиновному негодяю; положимъ, что въ немъ

пробудилась совесть, запрещающая употре­

блять во зло вверенные ему высшей властью

весы правосудш и расхищать вверенный его

безкорыстш общественный суммы: что ему

тутъ делать? Сатирикъ не затруднится отъ

такого вопроса и, не задумавшись, ответить:

«жениться на предмете любви своей, служить

честно и верно отечеству»... Прекрасно; но

где же повиновеше родительской власти, где

уважены къ родительскому благословенш, на­

веки нерушимому, где страхъ тяжкаго отцов-

скаго проклятая!... И потомъ, где уважеше

къ общественному мнешю, къ общественной

нравственности? Ведь общество не спраши-

ваетъ васъ, по любви или не по любви же­

нились вы, а спрашиваетъ, сколько вы

езяли

за женой, и приличная ли она вамъ партш;

общество не спрашиваетъ васъ, какимъ обра-

зомъ сделались вы богачемъ, когда ему из­

вестно, что

вйшъ

батюшка не оставилъ вамъ

ни копейки, а за супругой вы взяли ни Богъ

знаетъ что или вовсе ничего не взяли: обще­

ство знаетъ только, что вы богачъ, и потому

считаетъ васъ очень хорошимъ— «благонаме­

ренными» человЬкомъ... Послушайся нашъ

юноша сатирика, что бы вышло?— Отецъ его

бросилъ бы, жалуясь на неповиновете и пре­

зрены къ его власти; потомъ онъ прошедъ

бы съ женой и детьми черезъ все мытарства,

черезъ все унижены голодной, неопрятной,

оборванной бедности; виделъ бы къ себе пре­

зрены общества, а за свою правоту, за свое

безкорыстае былъ бы заклеймеяъ отъ всехъ

страшными назваными безпокойнаго, опасна-

го и «неблагонамереннаго» человека, вольно­

думца и проч., и проч. И неужели вы, «бла­

гонамеренные» сатирики, бросите въ него

камень осуждены, если, истощась и обезси-

левъ въ тяжелой и безилодной борьбе, онъ

дойдетъ до страшнаго убеждены, что его бед­

ность, его несчасты —необходимый следствы

отцовскаго гнева, заслуженная кара за пре­

зрены обшественнаго мнены и общественной

нравственности?... Но, къ счастью или къ не­

счастью— не знаемъ, право,— т а т е случаи

весьма редки, какъ исключенья изъ общаго

правила. По большей части бываетъ такит

юноша не долго колеблется между любовью

и выгодной женитьбой, между «завираль­

ными идеями» о безкорыстш и правоте и

уважешемъ общества: онъ женится, на комъ

прикажутъ дражайнпе родители, живетъ съ

женой, какъ все, т. е. прилично содержитъ

ее, воспитываетъ детей своихъ, какъ все, т. е.

прилично корхмитъп одеваетъ ихъ, учитъ по-

французски и танцовать, а после этого пер-

ваго и важнейшаго перюда воспитаны отдаетъ

въ учебное заведете, потомъ выгодно при-

строиваетъ въ службу, выгодно женитъ (или

выдаетъ замужъ) и, умирая, отказываетъ

имъ «благопрюбретенное» на службе имеше.

И что же? Въ начале его поприща все пре­

возносить его, какъ почтятельнаго сына, въ

конце поприща— какъ нежнаго супруга, при-

мернаго отца, «благояамереннаго» чинов­

ника, и заключаютъ такъ: «вотъ что значить

уважены къ общественной нравственности!

вотъ что значить родительское благослове­

нье, навеки нерушимое!» Итакъ, нашъ «бла­

гонамеренный» сатирикъ, бичъ пороковъ,

самымъ нелепымъ образомъ противоречилъ

самому себе: поставивъ выше всехъ добро­

детелей повиновеше не Богу, не истине, а

эгоистическими расчетамъ, онъ въ то же

время, училъ юношу следовать свободному

выбору сердца, какъ знаменью благословенш

Вожы, и запрещалъ ему торговать священ­

нейшими склонностями своей души; поста­

вивъ выше всякой награды любовь и ува­

жены общества, онъ въ то же время училъ

юношу оскорблять основныя правила этого

самаго общества... Впрочемъ, онъ это делали,,

самъ не зная, что делаетъ, и потому его са­

тиры не производили никакихъ следствШ.

Бывало, выйдетъ сатиричесшй романъ съ

похождеными

какого - нибудъ

пройдохи,

въ роде известныхъ похождешй Соьестдрала-

Большого Носа,— романъ, въ которомъ уже

самыя имена действующихъ лицъ— Ухорёзо-

вы, Надуваловы, Шлюхины, Правосудовы,

Везиристрастовы, Безкорыстины, Миловиди-

ны, Правдолюбовы и т. д. — обнаруживали

нравственную мысль сочинителя, — и что

же?— самый отъявленный взяточники, самый

безчестный казнокрадъ, самый отчаянный

шулеръ читали этотъ романъ съ удоводь-

етвымъ и везде расхваливали его всдухъ,