Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  109 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 109 / 734 Next Page
Page Background

209

I. КРИТИЧЕСКИ СТАТЬИ.

210

ни съ одной изъ лучшихъ повестей Гоголя,

даже въ его «Вечерахъ на Хуторе». Въ «Ка­

питанской Дочкй» мало творчества и нйтъ

художественно - очерченныхъ

характеровъ,

вместо которыхъ есть мастерски очерки и

силуэты. А между тймъ повйсти Пушкина

стоятъ еще гораздо выше всйхъ повестей

предшеетвовавшихъ Гоголю писателей, не­

жели сколько повГсти Гоголя стоятъ выше

повестей Пушкина. Пушкинъ имйлъ сильное

влнше на Гоголя— не какъ образедъ, кото­

рому бы Гоголь могъ подражать, а какъ

художникъ, сильно двинувпий впередъ ис­

кусство, не только для себя, но и для дру-

гихъ художниковъ открывши въ сферй ис­

кусства новые иути. Главное влнше Пуш­

кина на Гоголя заключалось въ той народ­

ности, которая, по словамъ самого Гоголя,

«состоитъ не въ описанш сарафана, но въса-

момъ дух'Ь народа». Статья Гоголя «Нисколь­

ко еловъ о Пушкине» лучше всякихъ раз-

суждешй показываетъ, въ чемъ состояло

влнше на него Пушкина. Проченная къ

тону и манерй повестей Марлинскаго, рус­

ская публика не знала, что и подумать о

«Вечерахъ» Гоголя. Это былъ совершенно

новый мщъ творчества, котораго никто не

подозрйвалъ и возможности. Не знали, что

думать о немъ, не знали, слишкомъ ли это

что-то хорошее, или слишкомъ дурное. По­

вести въ «Арабескахъ»: «Невсшй Про­

спекта» и «Записки Сумасшедшаго», потомъ

«Миргородъ» и, наконецъ, «Ревизоръ» впол­

не обрисовали характеръ Гоголевой поэзш,

и публика, равно какъ и литераторы, раз­

делились на двЬ стороны, изъ которыхъ

одна, преусердно читая Гоголя, уверилась,

что имйетъ въ немъ русскаго Поль-де-Кока,

котораго можно читать, но подъ рукой, не

всймъ признаваясь въ этомъ; другая увиде­

ла въ немъ новаго великаго поэта, открыв­

ш ая новый, неизвестный доселе м1ръ твор­

чества. Пиело последнихъ было несравнен­

но меньше числа первыхъ, но зато послед­

и в въ этомъ случай представляли собой

публику, а первые—толпу. Наша толпа от­

личается невероятной чопорностью, достой­

ной мещанскихъ нравовъ: она всего боль­

ше хлопочетъ о хорошемъ тонй высшая об­

щества и видитъ дурной тонъ именно въ

тйхъ произведешяхъ, который читаются въ

салонахъ высшая общества. Между темъ

реформа въ романической прозе не заме­

длила совершиться, и вей новые писатели ро-

мановъ и повестей, даровитые и бездарные,

какъ то невольно подчинились влшшго Гого­

ля. Романисты и нувеллисты старой школы

стали въ самое затруднительное и самое

забавное ноложеше: браня Гоголя и говоря

■съ презрйшемъ объ его произведешяхъ, они

невольно впадали въ его тонъ и неловко

подражали его манере.’ Слава Марлинскаго

сокрушилась въ несколько летъ, и вей дру-

пе романисты, авторы повестей, драмъ, ко­

медий, даже водевилей изъ русской жизни

внезапно, обнаружили столько неподозрйвае-

мой въ нихъ дотолй бездарности, что съ

горя перестали писать; а публика (даже

большинство публики) стала читать и обра­

щать внимаше только на молодыхъ талант-

ливыхъ писателей, которыхъ дароваше об­

разовалось подъ влшшемъ поэзш Гоголя.

Но такихъ молодыхъ писателей у насъ не­

много, да и они иишутъ очень мало. И вотъ

еще одна изъ главныхъ причинъ бедности

современной русской литературы! Если кто

больше всего и больше всЬхъ виноватъ въ

ней, такъ это безъ сомнйнш Гоголь. Безъ

него у насъ много было бы великихъ пи­

сателей, и они писали бы и теперь съ преж­

ними успехомъ; безъ него Марлинсшй и те­

перь считался бы живописцемъ великихъ

страстей и трагическихъ колдизШ жизни;

безъ него публика русская и теперь восхи­

щалась бы «Девой Чудной» барона Брам-

беуса, видя въ ней пучину остроумш, бездну

юмору, образедъ изящнаго слогу, сливки за­

нимательности и пр., и пр.

Гоголь убидъ два дожныя направлеяш въ

русской литературй: натянутый, на ходу-

ляхъ стояпцй идеализмъ, махаюпцй мечомъ

картонными, подобно разрумяненному ак­

теру, и потомъ— сатиричеетй дидактизмъ.

Марлинсшй пустили въ ходи эти ложные ха­

рактеры, исполненные не силы страстей, а

кривляшй поддельная байронизма; вей при­

нялись рисовать то Барловъ Мооровъ въ чер­

кесской буркй, то Лировъ и Чайльдъ-Га-

рольдовъ въ канцелярскомъ вицъ-муыдирй.

Можно было подумать, что Россш отличается

отъ Италш и Испаши только языкомъ, а

отнюдь не цивилизаций, не нравами, не ха-

рактеромъ. Никому въ голову ие приходило,

что ни въ Италш, ни въ Испаши люди не

кривляются, не говорятъ изысканными фра­

зами и не безпрестанно рйжутъ другъ друга

ножами и кинжалами, сопровождая эту рез­

ню высокопарными монологами. Презрйше

къ простымъ чадамъ земли дошло до по­

следней степени. У кого не было колоссаль­

н ая характера, кто мирно служилъ въ де­

партаменте или ловко сводилъ концы съ

концами за секретарскимъ словомъ въ зем-

скомъ или уйздномъ судй, яворилъ просто,

не читалъ стиховъ и поэзш, предпочиталъ

существенность, тотъ уже не годился въ ге­

рои романа или повести и неизбежно дйлался

добычей сатиры и нравоучительной цйлью.

И, Боже мой! какъ страшно бичевала эта са­

тира вейхъ иростыхъ, положительныхъ лю­

дей за то, что они не герои, не колассальные

характеры, а ничтожные пигмеи человйче-