Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  106 / 734 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 106 / 734 Next Page
Page Background

203

СОЧИНЕНШ В Г. БЪЛИЕСКАГО.

204-

щалъ оъ жаромъ и съ энергшй, но которое,

въ процесс!; своего безпрерывно движуща-

гося сознашя, онъ уже не можетъ болгЬе при­

знавать за справедливое!.. Не смотритъ на

то, что перемена мнйнш не только не доста­

вила и не могла доставить ему никакой поль­

зы, но еще и поставила его, или могла по­

ставить, въ непрштное положеше къ людямъ,

которые доверяли его авторитету,—не говоря

уже о томъ, что отречься отъ своего мн'Ьнт—

значить признаться въ отибкЕ. а это не со­

всем* лестно для челов’Ьческаго самолюбш,

которое всегда наклонно поддерживать, что

дважды два—пять, а не четыре, ли т ь бы

только казаться яепогрйшительнымъ. А им'Ьть

свой взглядъ, свое уб'Ьждеше, судить на

какихъ-нибудъ основангяхъ, а не по голосу

толпы—да это значить ни больше, ни мень­

ше, какъ прослыть человеком* безпокойнымъ

и безнравственнымъ. Вздумайте писать не

отрывочный фразы, но болышя и

Д'ЙЛЬНЫЯ

статьи, который бы стоили вамъ много труда

и размьннлешя, напримЕръ, о Державин!;,

Жуковскомъ, Батюшков!;, Пушкин!;, Лермон­

тов!),--и на васъ польется проливной дождь

брани. Нужды н'Ьтъ, что вы говорите съ до­

казательствами, съ доводами; пусть въ ва-

шихъ статьяхъ видны будутъ любовь и ува-

жеше къ разбираемымъ вами писателямъ,—

сейчасъ найдутся люди, которые закричать

въ одинъ голосъ: «ложь, пристрастие, неува-

жеше къ великимъ именамъ, дерзкое презри­

т е къ признаннымъ всЬми авторитетамъ!»

И тщетно стали бы вы говорить въ ответь

на эти брани, что вы отнюдь не признаете

себя непогр'Ьшительнымъ и очень хорошо

знаете, что можете ошибаться, подобно всЬмъ

людямъ, но желаете, чтобъ вамъ доказали

вашу ошибку и показали, въ чемъ именно

и почему именно вы ошибаетесь: ваше жела-

нге, ваше справедливо!! требовате никогда

не будутъ выполнены, потому что против­

ники ваши находятъ свои причины видйть

ваши мнЕнш ложными и пристрастными, но

не находятъ въ себ'Ь ни силъ, ни уменья,

следовательно, и ни охоты доказать спра­

ведливость своего обвинешя противъ васъ.

А что же д'Ьлаетъ въ это время публика?

Большая часть ея всегда охотнее присоеди­

няется къ этимъ крикунамъ, ибо если и боль­

шая часть нашихъ литераторовъ, заправляю­

щих ь мнЕшемъ публики, подъ «критикой»

разумЪютъ брань, а слово «критиковать»

объясняютъ словомъ «ругать», то какъ же

иначе стали бы понимать критику большин­

ство, толпа? У насъ ужъ такъ изстари ве­

дется: если кого хвалить, такъ ужъ все надо

находить безусловно хорошимъ, и позволяется

слегка заметить что-нибудь, развЬ только о

неисправности издашя, опечатки и т. п.; а если

кого бранить, такъ уже бей съ плеча! Поэтому

критики съ самостоятельнымъ взглядомъ у

насъ всегда играли очень непрштную роль.

Для доказательства этого предлагаемъ здесь

на выдержку несколько строкъ Мерзлякова,

выписаняыхъ нами изъ «Вестника Европы»

1813 года (часть ХЬУП, стр. 224 —227):

„Можетъ быть, некоторые скажутъ, что у

насъ литератзфа еще не весьма богата и не

можетъ удовлетворить вс*мъ требованшмъ об­

щества: что критика еще не найдетъ обилънаго

для себя поля, и что ею заниматься рано. Но

правда ли, что мы такъ б*дны? Для чего обп­

исать самихъ себя! Мы уже им*емъ превосход-

ныхъ писателей почти во веЬхъ родахъ сло­

весности, Одинъ Державинъ представляетъ

огромн*йпий, разнообразный садъ для ума и

вкуса разборчиваго! Кому не приятно внимать

величественной лир* Ломоносова? Кто откажется

следовать за Богдановичемъ въ очаровательные

чертоги Амура? или, оживясь патрштизмомъ,

стремиться на крылахъ пламенныхъ за важньшъ-

Херасковымъ подъ твердыни казанскш, къ гроз-

нымъ пожарамъ Чесмы! Но на что, возразить,,

касаться сихъ почтениыхт именъ? Они уже освя­

щены общимъ мнЪшемъ!—Странное благогов*-

ше къ мужамъ великимъ—думать, что мы д*-

лаемъ Ихчъ честь, когда не смьемъ заглянуть

въ ихъ слчинетя, не см*емъ сказать объ нихъ

ни слова! Такого рода уважеше похоже на на­

божность китайцевъ, благогов*ющихъ передъ

старыми своими книгами, которыя, будучи не­

приступны для ума нросв*щеннаго, остаются

корыстью мышей и времени! И у насъ есть ки­

тайцы въ семь смысл*! Для чего жъ и для кого-

трудились эти великш писатели! Хот*ли ль они

быть полезными будущему покол*нпо? Бели хо­

тели, то дали право разбирать свои сочинешя!

И кого жъ другого почтить разборомъ, какъ не

ихъ? Только твердые камни полируются; слабые,

и легюе не стоять и не выносятъ полировки.

„Страдное мн*нш им*емъ мы о критик*!

Дитя не смотритъ только на подаренныя ему

куклы, но ихъ раскладываетъ, даетъ имъ м*ста,

разговариваетъ съ ними! хороппй библютекарь

не кидаетъ книгъ въ кучу, но даетъ имъ по-

рядокъ. знаегъ каждой ц*ну и достоинство;

садовники такъ же поступаетъ съ своими лю­

бимыми цв*тами и деревьями; онъ пользуется

отъ трудовъ своихъ. Почему же мы, им*я такш

сокровища на язык* росшйскомъ хотимъ знать

ихъ только по имени или, что еще хуже, повто­

рять объ нихъ чуяая мысли, часто нев*рныя?

Для чего самому не им*ть своего мн*нш, са­

мому не наслалсдаться? Мн* докажутъ, что

мн*нш мои ложны —отступаюсь; но я чело-

в*къ — и им*ю право мыслить.

Но у насъ

мало писателей!

Итакъ, хотите ли, чтобъ ихъ

число умножалось? Будьте къ нимъ внима-

тельн*е или тоже разбирайте ихъ; отъ этого

они умножаются и скор*е достигатотъ совер­

шенства.

Умнооюаются,

почему? Впимате пу­

блики возбуждаехъ соревновате. Увид*въ. что

истинное достоинство отлично, слабость обнару­

жена, увид*въ, сколь почтенно выйти изъ обыкво-

веннаго круга людей, всякой захочетъ испытать

силы на столь блистательномъ поприщ*. Дока­

жите важность искусства,—атлеты не замедлять

явиться. Я сказалъ:

скорпе достигаютъ совер­

шенства;

писатель недостигаетъ его, если публи­

ка не въ силахъ или не хочетъ судить о немъ, ибо-

въ рукахъ публики—его награды, она раздража-

етъ его чеетолюбш и возбулсдаетъ къ великимъ.

усилммъ. Равнодулпе наше—убШство словесно­

сти. Публика и писатель другъ друга награжда-