90
Процессъ воспрыты всякаго словеснаго произведены одинъ и тотъ
же, —одинаковы должны быть и методически прымы, коими помогаетъ
учитель ученику въ воспрыты, почему и система упражнетй въ церковно-
славянскомъ чтены та же, въ общемъ, какъ и въ чтены русскомъ.
Придерживаясь, по существу, программы Закона Божы въ изда"
nin
„
Прим'Ьрныхъ программъ“ М. Ы. Пр , мы устанавливаемъ сл’Ьдую-
пцй порядокъ разъяснены каждой статьи: а) чтены текста по частямъ;
б) объяснены въ прочитанномъ отрывкЬ непонятныхъ словъ и выраже-
Н1Й; в) переводъ или возможно краткы и близкы къ тексту перифразъ
прочитаннаго; г) переспрашиваны учениковъ при помощи наводящихъ
и находящихся въ тесной логической между собою связи вопросовъ!
д) постепенное обобщены вопросовъ и определены главной мысли въ
прочитанномъ; е) повторительный переводъ всей статьи, сведены всЪхъ
мыслей отд'Ъловъ въ целой статье и определены содержаны всей статьи]
ж) осмысленное и прочувствованное прочтены всей статьи.
Прымы учителя на различныхъ ступеняхъ школьеаго курса видо
изменяются въ зависимости отъ развиты и навыковъ учениковъ, какъ
и въ русскомъ чтены
Видоизменяются несколько прымы чтены и въ зависимости отъ
содержаны читаемаго текста По прочтены повествовала изъ жизни
Господа и Божый Матери, выводится соответствующее назиданы, а
где возможно —и примеры для посильнаго подражаны. По прочтены
притчи выясняется нравственный урокъ, изъ притчи вытекающы (Чему
научились? Что должны делать и чего не делать?). По прочтены мо
литвы, кратко определяется, — кого и о чемъ именно просимъ (кого
благодаримъ?). По прочтены песнопены и псалма —краткое определе
ны общаго ихъ содержаны, а при самомъ чтены особое вниманы
обращается на надлежащее раскрыты фигуральвыхъ выражены, обра-
зовъ и проч.
Мы глубоко уверены, что построенное на указанныхъ основахъ
церковнославянское чтены дастъ следующы желательные результаты:
а) оно воздействуетъ воспитательно на учениковъ въ религызно-нрав-
ственномъ отношены; б) оно дастъ ученикамъ навыки осмысленнаго
чтены; в) оно введетъ въ разумены Евангелы и церковнаго богослу
женья. Кроме всего этого, церковнослявяяское чтены, при указанныхъ
условыхъ, станетъ въ тесную связь не только съ Закономъ Божшмъ,
но и съ русскимъ языкомъ, и все школьное учете пршбрететъ харак-
теръ целостности и единства, что имЬетъ огромное значены въ деле
воспитаны.